Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

Статьи по социологии » Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться вповседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства. Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. Обусловливается это многими факторами. Ежегодно численность населения России сокращается на 600-800 тысяч человек, в значительной степени - за счет превышения смертности над рождаемостью населения. Расходы на рождение содержание, обучение и воспитание детей все более превышают материальные возможности родителей и все больше влияют на планирование семьи.

600 тысяч российских детей — сироты. Из них 90 процентов — социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Ежегодно более 30 тысяч родителей решением судов лишаются родительских прав. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их или просто бросают на произвол судьбы. Есть пример, когда родители хотели продать своего ребенка!

Многие дети живут, и воспитывается в неблагополучных семьях—у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют, воруют, не работают, бродяжничают и т.п. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское — эксплуатируется детский труд, государственная забота о детях и т.п., либо безразличное — к содержанию, образованию и воспитанию детей.

Два миллиона российских детей считаются беспризорными; они не учатся и не работают. Более 800 тысяч детей считаются без вести пропавшими. Количество сирот, беспризорников и без вести пропавших могло бы быть меньше при более активной политике усыновления обделенных родительской заботой детей. Но в очереди на усыновление стоят более 6 тысяч российских семей, в то время как только во второй половине 90-х годов из России вывезены в другие государства для усыновления 16 тысяч российских детей.

Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, попрание их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над ними, что влечет за собой побеги из семей и детских учреждений, а порой и суициды.

Дети и подростки часто вовлекаются в криминогенную сферу и организованную преступность. Примерно третья часть виновных в кражах, грабежах, изнасилованиях и убийствах - подростки. Полтора миллиона несовершеннолетних россиян содержатся в следственных изоляторах, а 21 тысяча - в колониях для несовершеннолетних.

К числу промышляющих на городских улицах педагогически запущенных детей в последние годы присоединились тысячи подростков в возрасте 14-18 лет из-за ограничения приема в 9-11-е классы. На рынке труда они неконкурентоспособны. Более поло­вины из них хотели бы получить профессиональные знания и на­выки, позволяющие достойно содержать себя и будущую семью, но вероятность получения таких знаний и навыков бесплатно весьма проблематична.

Объект исследования: Дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

Предмет исследования: социально –правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

Исходя из цели, объекта, предмета были определены следующие задачи исследования:

1Уточнить и конкретизировать содержание понятия «дети в трудной жизненной ситуации».

2.Рассмотреть социальную защиту детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в дореволюционной России

3 Рассмотреть социальную защиту детства в Советской России

4 Изучить сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

5. Проанализировать социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей


Новое на сайте:

Жест
Характерный жест металлистов, известный в России как "коза" — вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленной стороной ладони вперёд. В обиход рокеров и металлистов "козу" ввёл певец Рон ...

Донорство крови как вид благотворительности
Слово донор происходит от латинского «donare» − «дарить». Библейское выражение: «не оскудеет рука дающего» к донору имеет самое непосредственное отношение. Во всем мире донорство безвозмездно. Взрослый человек без опасности для сво ...

Социология власти
Основные понятия социологии власти Вебера — «власть» и «господство» — задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфному» понятию «власть» (Macht) понятие «господство» (Herrschaft). ...