Сравнительное планирование и моделирование: сравнительный анализ.

Статьи по социологии » Социальное прогнозирование » Сравнительное планирование и моделирование: сравнительный анализ.

Научную методологию социального проектирования следует конструировать, основываясь на основных методологических положениях социальных наук.

социальных институтов. Социальное проектирование является одним из инструментов социального управления.

Социальное проектирование имеет тесную связь с технологией реализации проекта. Результат социального проектирования - разработка социального проекта. Чтобы воплотиться в жизнь, проект должен стать плановым заданием, т.е. быть включенным в план. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно-обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин подобного результата.

В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

- поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, техника, социальная деятельность, духовная культура и т.п.)

- человек как общественный индивид и субъект исторического развития:

- элементы и подсистемы социальной структуры общества (регионы, социальные группы, трудовые коллективы, общественные организации и др.).

- различные общественные отношения (политические, идеологические, эстетические, нравственные, др.)

- элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.д.).

Субъектом социального проектирования, как и социального прогнозирования, являются люди - отдельные научные и практические работники и исследовательские организации.

К основным причинам социального проектирования относятся:

- объективность:

- практичность;

- направленность;

- результативность;

- надежность;

- экономность.

Распространенной методикой прогнозирования тех или иных процессов и явлений служит моделирование, считающееся достаточно эффективным средством прогнозирования возможного явления новых или технических средств и решений.

Моделирование - это многоплановый метод исследования, один из путей познания. Сферы применения моделирования неограниченны, им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.

Моделирование приобретает особо важное значение в том случае, когда собственные законы развития той или иной отрасли науки н техники плохо изучены. В этих условиях моделирование является важнейшим средством актуализации ранее накопленного знания и получения новой эмпирически контролирующей информации.

Моделирование модно определить как метод исследования объектов познания с помощью их моделей, выступающих как аналоги их оригиналов. Моделью объекта считается его аналог, мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Модель должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл.

Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы операции отображали характеристики объекта, существенные для цели исследования. Конструирование модели на основе предварительного изучения и выделения его существенных характеристик, экспериментального и теоретического анализа модели, сопоставления результатов с данными объекта, корректировки модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный образ и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей решения. Основные требования, связанные с созданием моделей, адекватных сложным явлениям и процессам социальной действительности, можно отразить в следующих принципах:

1) единства гносеологического и аксиологического подходов при реализации моделей и интерпретации результатов

2) целостного, многоаспектного отображения социальных объектов в системе использующихся моделей:

3) соответствие моделей, формализованных в той или иной мере, содержательным моделям, отображающим своеобразие предмета исследования.

Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны. След учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Отсюда - объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере


Новое на сайте:

Последствия негативной дезинтеграции личности. Наиболее вероятные последствия негативных дезинтеграционных процессов для личности
Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв, когда человек полностью деморализован и смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые кризи ...

Причинные атрибуты одиночества.
Суждения о неполноценности нашей социальной жизни и о том, что мы страдаем от одиночества, редко бывают итогом самооценки. Одинокие люди тоже хотят объяснить причины своего несчастья. Выявление причин одиночества помогает осмыслить это бе ...

Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности. Тревожность как психический феномен
Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [5]. Психологический словарь дает следующее определение термина «тревожность» [18; с. 423]. 1. ...