Толерантность между переселенцами и местным сообществом как принцип социальной работы с мигрантами
В России на протяжении 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. наблюдается приток внешних мигрантов. При всем многообразии видов и форм миграционных потоков очевидно присущее им общее – влияние на них этнических факторов. Этническая миграция из стран дальнего и ближнего зарубежья, пополняя уже существующие диаспоры и создавая новые, заметно воздействует на обстановку в принимающих регионах. Переселенцы и принимающее их общество находятся в сложном взаимодействии, отражающем противоречивость интересов сторон. Складывающиеся под влиянием миграционных процессов социальные взаимодействия в местах вселения мигрантов нередко носят проблемный характер, сопровождаются ростом социальной напряженности и конфликтов.
В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.
Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж. Локк в «Очерках о терпимости» и «Письмах о терпимости», П. Бейль в нескольких своих философских сочинениях.
Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ здесь Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и ст. 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).
Для социального работника толерантность – это профессионально необходимый атрибут. В обычном общении он может выбирать себе партнеров для общения по внутренней склонности и уклоняться от контактов с неприятными лично для него людьми. Клиенты социальных работников – несчастные люди, их вид может быть достаточно неприятным, их индивидуальные, групповые или национальные стереотипы поведения могут казаться непривычными или неприемлемыми. Однако отказывать в помощи индивидам под такими предлогами недопустимо. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в профессиональной помощи.
Кроме того, в современном обществе многими учеными отмечаются проблемы, связанные с нарушением взаимоотношений между переселенцами и местными жителями – дискриминация и недоверие на территориях соприкосновения, межнациональные конфликты и т.д. Толерантность принадлежит к основным проблемам, без рассмотрения которых, в сущности, невозможно понимание бытия. Пережив межнациональные, межэтнические, межрасовые и другие конфликты, люди все больше приходят к выводу о том, что существует только один путь обеспечения надежного мира и безопасности – путь толерантности, то есть терпимости, умения без применения насилия преодолевать конфликты и достигать согласия.
В подобных условиях социальная работа как гуманная и милосердная деятельность, основываясь на принципе толерантности, может стать гарантией стабильности в обществе, противодействия всем формам дискриминации человека, выполняя роль оптимизации отношений между переселенцами и мигрантами. Социальный работник должен не только проявлять это качество во взаимоотношениях с клиентами, но и воспитывать его у населения в целом.
Исходя из вышесказанного, толерантность между переселенцами и местным населением должна выступать как принцип социальной работы с мигрантами, так как это гарантия стабильности в социуме и, построенная на данной основе работа, – эффективный инструмент для реализации миграционной политики России.
В современной науке толерантность исследуется разными учеными, в разных направлениях и сферах деятельности – Асмоловым А.Г., Безюлевой Г.В., Валитовой Р.Р., Глебкиным В.В., Золотухиным В.М., Лекторским В.А., Скворцовым А.В., Солдатовой Г.У., Степановым П.М., Тишковым В.А., Шалиным В.В., Шеламовой Г.М. и многими другими авторами.
Вместе с тем общая толерантность всего российского населения является относительно невысокой. Это показывают исследования различных специалистов и ученых. Наиболее известны среди них Л.М. Дробижева, А.В. Мозговая, Э.А. Паин (Институт социологии РАН), Л.Л. Рыбаковский, Е.П. Сигарева (Институт социально-политических проблем РАН), Ж.А. Зайончковская (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН), В.А. Тишков, Г.А. Субботин (Институт этнологии и антропологии РАН), а также А.Г. Асмолов, Г.А. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др. (МГУ им. М.В. Ломоносова, Российское общество Красного Креста).
- Толерантность как принцип в социальной работе с мигрантами. Общая характеристика толерантности
- Формы, методы и принципы социальной работы с переселенцами
- Место и роль толерантности во взаимоотношениях местного населения и мигрантов. Исследования ксенофобии и толерантности по отношению к мигрантам в современной России
- Возможности социальной работы в оптимизации отношений между мигрантами и местным населением
- Заключение
Новое на сайте:
Простота, автономность, управление через культуру.
Понимание необходимости управления инновациями предполагает не только осознание этого феномена руководителем, но и формирование коллективного видения будущего состояния организации. Данный процесс начинается с личности – с ощущения беспок ...
Социальная структура общества Российской Федерации. Социальная
структура общества постсоветской России
Проблемы социальной структуры общества в отечественной и зарубежной социология принадлежат к числу центральных. Социальная структура мыслится как основной субстрат общественного развития, эпицентр факторов, определяющих социальную жизнь. ...
Выводы
Но все-таки, стал ли Интернет «всем» для современной молодежи? Возможно, что это так. Возможно, лишив нынешнюю молодежь Интернета, мы получим беспомощное общество, больше напоминающее слепых котят. Пугающе, не правда ли? Если задуматься, ...