Проблемы социализации
молодежи. Социальное
развитие или деградация.Страница 1
Понимание закономерностей развития молодежи как социальной группы непосредственно связано с адекватным определением ее роли и места в общественном воспроизводстве, субъектом которого она является. Включаясь в общество, интегрируясь в его структуры, она не только наследует условия жизни и отношения, оставляемые ей родительскими поколениями, но и преобразует их, реализуя свой инновационный потенциал. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и воспроизводство общества.
Социальное развитие молодежи, понимаемое как изменение количественных и качественных характеристик этой социально-демографической группы в процессе ее становления в качестве субъекта общественного воспроизводства, может иметь деструктивные формы (дезинтеграция, социальное исключение), носить характер преемственности социального опыта, накопленного предшествующими поколениями (простое воспроизводство), и приобретать черты расширенного воспроизводства путем обновления условий жизнедеятельности и всей системы общественных отношений.
Какие же изменения в социальном положении, в сознании и поведении молодых людей свидетельствуют об их социальном развитии, а какие о социальной деградации? В недавнем прошлом для подобной оценки служили идеологические критерии. Отказавшись от этих критериев в современной России и не выработав новых, общество по существу лишилось возможности адекватно оценивать происходящие перемены.
В моей концепции критерием социального развития молодежи выступает степень (мера) ее субъектности в общественном воспроизводстве. Иначе говоря, оценка социальных изменений молодежи осуществляется в соответствии с тем, насколько они влияют на сохранение общества как целостности.
Опираясь на данные всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (ИСПИ РАН), рассмотрю: что воспроизводит, а что не воспроизводит сегодня молодое поколение в общественной жизни и насколько это соответствует интересам сохранения целостности и развития общества.
Изменения затронули, прежде всего материальное производство. Трудом в материальном производстве занято 44,2% работающей молодежи — значительно меньше, чем в среднем среди занятого населения РФ. С начала 90-х годов наблюдается поток молодежи из сферы материального производства. Особенно пострадал государственный сектор экономики, занятость молодежи в котором сократилась за последние годы почти вдвое. Причем для половины из оставшихся в госсекторе — это вынужденная занятость из-за отсутствия выбора. К нулевой отметке приближается воспроизводственный потенциал молодежи в промышленности (и сельском хозяйстве).
Причина не только в плохом материальном положении, а в отсутствии какой бы то ни было политики в этом направлении. Не грех вспомнить историческую роль молодежи в индустриализации нашей страны. Поэтому поиск путей повышения молодежного потенциала материального производства должен стать первостепенной задачей государственной молодежной политики.
Эффективность общественного воспроизводства во многом зависит от того, насколько гармонично труд в материальном производстве взаимодействует с системой распределения и обмена. Период наиболее бурного притока молодежи в сферы распределения и обмена приходится на первую половину девяностых годов, когда ее доля возросла почти в 10 раз. В настоящее время тенденция роста сохраняется, хотя и замедленными темпами.
Как можно оценить эту тенденцию? С одной стороны — положительно, поскольку расширяются формы занятости молодежи, причем преимущественно в негосударственном секторе. Рыночная экономика не может нормально функционировать без воспроизводства сфер распределения и обмена. В ПРС удельный вес молодежи в них на порядок выше.
Новое на сайте:
Научные концепции
Значительные перемены во всех сферах жизни восточноевропейских стран и российского общества, интенсивно происходящие в последние годы, сделали проблему социального конфликта особенно актуальной в политических и научных кругах. Одновременн ...
Личные права и обязанности родителей.
Они возникают у родителей при рождении ребенка; основываются на его происхождении, удостоверенном в установленном законом порядке, и прекращаются по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет), а также в случаях, предусмотренных законом. ...
Взаимодействие
социологии с философией
Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществ ...