Проблемы социализации молодежи. Социальное развитие или деградация.
Страница 1

Статьи по социологии » Молодежь - концептуализация понятия » Проблемы социализации молодежи. Социальное развитие или деградация.

Понимание закономерностей раз­вития молодежи как социальной группы непосредственно связано с адекват­ным определением ее роли и места в общественном воспроизводстве, субъек­том которого она является. Включаясь в общество, интегрируясь в его структуры, она не только наследует условия жизни и отношения, оставляемые ей роди­тельскими поколениями, но и преобразует их, реализуя свой инновационный потенциал. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и воспроизводство общества.

Социальное развитие молодежи, понимаемое как изменение количествен­ных и качественных характеристик этой социально-демографической группы в процессе ее становления в качестве субъекта общественного воспроизвод­ства, может иметь деструктивные формы (дезинтеграция, социальное исклю­чение), носить характер преемственности социального опыта, накопленного предшествующими поколениями (простое воспроизводство), и приобретать черты расширенного воспроизводства путем обновления условий жизнедея­тельности и всей системы общественных отношений.

Какие же изменения в социальном положении, в сознании и поведении молодых людей свидетельствуют об их социальном развитии, а какие о социальной деградации? В недавнем прошлом для подобной оценки служили идеологические критерии. Отказавшись от этих критериев в современной России и не выработав новых, общество по существу лишилось возможности адекват­но оценивать происходящие перемены.

В моей концепции критерием социального развития молодежи выступа­ет степень (мера) ее субъектности в общественном воспроизводстве. Иначе говоря, оценка социальных изменений молодежи осуществляется в соответствии с тем, насколько они влияют на сохранение общества как целостности.

Опираясь на данные всероссийского социологического мониторинга «Соци­альное развитие молодежи» (ИСПИ РАН), рассмотрю: что воспроизводит, а что не воспроизводит сегодня молодое поколение в общественной жизни и насколько это соответствует интересам сохранения целостности и развития общества.

Изменения затронули, прежде всего материальное производство. Трудом в материальном производстве занято 44,2% работающей молодежи — значи­тельно меньше, чем в среднем среди занятого населения РФ. С начала 90-х го­дов наблюдается поток молодежи из сферы материального производства. Осо­бенно пострадал государственный сектор экономики, занятость молодежи в котором сократилась за последние годы почти вдвое. Причем для половины из оставшихся в госсекторе — это вынужденная занятость из-за отсутствия вы­бора. К нулевой отметке приближается воспроизводственный потенциал мо­лодежи в промышленности (и сельском хозяйстве).

Причина не только в плохом материальном положении, а в отсутствии ка­кой бы то ни было политики в этом направлении. Не грех вспомнить истори­ческую роль молодежи в индустриализации нашей страны. Поэтому поиск пу­тей повышения молодежного потенциала материального производства должен стать первостепенной задачей государственной молодежной политики.

Эффективность общественного воспроизводства во многом зависит от того, насколько гармонично труд в материальном производстве взаимодействует с системой распределения и обмена. Период наиболее бурного притока мо­лодежи в сферы распределения и обмена приходится на первую половину де­вяностых годов, когда ее доля возросла почти в 10 раз. В настоящее время тен­денция роста сохраняется, хотя и замедленными темпами.

Как можно оценить эту тенденцию? С одной стороны — положительно, по­скольку расширяются формы занятости молодежи, причем преимущественно в негосударственном секторе. Рыночная экономика не может нормально функ­ционировать без воспроизводства сфер распределения и обмена. В ПРС удель­ный вес молодежи в них на порядок выше.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Детство как предмет психологического исследования. Исторический анализ понятия "детство"
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозмож ...

Теоретические основы реализации технологий социальной работы по защите прав мигрантов. Характеристика технологий социальной работы по защите прав человека
Права человека представляют собой возможности каждой личности, без исключения, на осуществление разнообразной деятельности, самореализацию. Под правами человека в общем плане понимается совокупность политико-правовых, экономических и нрав ...

Типологии и классификации СМК
В арсенале коммуникативистики огромное количество моделей и классификаций, каждая из которых по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации. Рассмотрим некоторые модели, наиболее важные с точки зрения изучения про ...