Социальная интеграция молодежи.
Страница 1

Анализ современного российского об­щества свидетельствует о том, что оно стало обществом риска. Его главными атрибутами являются неопределенность и потеря индивидами своей субъектности, выраженные в тотальной зависимости от неконтролируемой социаль­ной реальности. Следствием этого становится их отчуждение от управления собственной биографией и непредсказуемость жизненного пути. Охватывая в той или иной степени все слои населения, непредсказуемость особенно болезненно сказывается на молодежи как становящемся субъекте социальных отношений. Проявляющаяся во всех сферах общественной жизнедея­тельности, она неизбежно становится характерной особенностью социальной интеграции молодых россиян. Все это обусловливает существование целого ряда рисков в интеграционном процессе.

Риск по-разному проявляется в тех или иных социальных группах. Однако сочетание социально-экономического, правового, политического и иных фак­торов, их взаимное влияние и усиление является главной детерминантой гло­бализации риска и втягивания в его орбиту представителей все более широ­ких слоев молодежи. Вот почему, несмотря на значительную социальную дифференциацию в ее среде, большинство испытываемых молодыми людьми рисков оказываются общими. Включаясь в общественные отношения и иден­тифицируясь с ними, молодое поколение интегрируется в общество. С социо­логической точки зрения этот механизм проявляется как отражение в индиви­дуальном сознании направленности социальной мобильности. В сознании молодого человека мобильность выражается в стремлении достигнуть соци­альный статус, характеризующий референтную группу.

Достижение приносит удовлетворение и является стимулом для дальней­шего повышения своего статуса, а нереализованность жизненных планов при­водит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения. И достижение, и поиск других путей сопряжены с риском. В первом случае — это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обще­ством для вертикальной мобильности молодых людей.

Падение уровня жизни большинства российских семей привело к сниже­нию аскриптивного статуса молодежи. В то же время ограниченный доступ к ресурсам развития обостряет противоречие между стремлением молодых людей к самореализации как одной из базовых потребностей и сужающими­ся возможностями ее удовлетворения. Оно является непреодолимым препят­ствием воспроизводству и повышению их статусного положения и отчетливо просматривается во всех сферах, особенно в образовании и системе трудо­вых отношений молодежи.

Образование является важнейшим механизмом, выравнивающим изна­чальное социальное неравенство молодых людей. Оно обеспечивает их продви­жение вверх по социальной лестнице и интеграцию. Однако осуществляемая реформа образования в России внесла существенные противоречия в этот про­весе. Законодательно принятое понижение планки обязательного обучения, разрушение инфраструктуры всеобщего государственного образования и его коммерциализация в условиях стремительного имущественного расслоения населения существенно ограничили социальное продвижение ряда групп молодого поколения

Под угрозу риска нисходящей мобильности, обусловленного социально-региональными факторами, попадают выходцы из малообеспеченных семей, молодые жители отдаленных поселений и подростки, чья социализация про­ходит в районах, охваченных забастовками обездоленных учителей. Изначаль­ная деприация этих категорий молодежи, не устраняемая, а консервируемая институтом образования, находит свое продолжение в их исключении из целого спектра социальных возможностей. Сама реформа образования провоцирует, таким образом, новые условия невыгодного социального положения молодых граждан России и является источником риска их нисходящей мобиль­ности и социального исключения.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Стиль одежды
· Длинные волосы у мужчин · Кожаная куртка "косуха", кожаный жилет. · Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы. · Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклё ...

Разработка плаката
Целевая аудитория: мужчины и женщины от 25 лет, подростки от 13 лет, азартные, увлекающиеся люди, люди с предрасположенностью к алкогольной или наркотической зависимости. Контактная аудитория: родственники игрозависимых людей, родители, ...

Характеристика понятия "брачное поведение"
Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из сов ...