Социальная напряженность в отношениях молодежи и обществаСтраница 3
Шестая стадия: выдвижение (манифестация, предъявление) требований по изменению социальной ситуации, обстоятельств. Это важнейшая стадия в формировании и развитии социальной напряженности, она завершается созданием социально напряженной ситуации, в которой определены, по крайней мере, два субъекта противостояния. Субъект-инициатор выдвигает не только требования к контрсубъекту, но и объявляет об угрозах предпринять коллективные действия в том случае, если контрсубъект не согласится с выдвинутыми к нему требованиями.
Седьмая стадия: взаимодействие противостоящих субъектов по поводу выдвинутых требований. Стадия включает в себя диалог, спор субъекта и контрсубъекта. От того, как разрешится диалог противостоящих субъектов, будет зависеть и дальнейшее течение социальной напряженности. Если выдвинутые требования принимаются, то напряженность может спадать (по крайней мере на время) и даже в дальнейшем полностью исчезнуть. Когда требования не принимаются, напряженность либо сохраняется столь долго, сколь это «необходимо» для ее субъекта, либо она переходит в социальный конфликт.
Поведение в социально напряженных ситуациях. Обозначенные выше начальные стадии динамики социальной напряженности представляют собой процесс подготовки противостояния, подготовки возможных коллективных действий. Последующие стадии — односторонние и многосторонние коллективные действия, которые не являются социальным конфликтом в собственном смысле, а лишь предвещают его возможное наступление. Когда напряженность не выходит за пределы группового сознания, не определены требования группы к другим общественным субъектам, говорить о социальной напряженности как противостоянии неправомерно. В том случае, если на какой-то момент контрсубъект не определен, совсем не следует, что напряженность, как нарушение баланса в обмене между молодежными группами и общественными структурами, отсутствует.
Нарушение баланса в обмене сторон может наступить по вине (действию или бездействию) обеих сторон. Те или иные общественные структуры могут не выполнять определенных обязательств перед отдельными молодежными категориями, а отдельные категории молодого поколения также могут игнорировать требования структур. Последнее характерно для ситуаций, когда, например, молодежные преступные группы переступают закон или молодежные группировки бросают политический вызов обществу. В этих ситуациях инициатором явных напряженностей может выступать не молодежь, а государственные структуры и (или) общественные организации. Здесь социальная напряженность продуцируется и конструируется. Динамика такого типа напряженности иная, нежели в первом случае, когда ее инициируют молодежные группы.
Первой стадией данного типа напряженности является формирование и сплочение молодежных групп на основе особого ряда ценностей и норм, входящих в противоречие с основными, принятыми и одобряемыми общественными ценностями и нормами. На второй стадии молодёжные группы переходят к совершению общественно опасных действий, создающих социальные проблемы. Группы входят в прямую конфронтацию с обществом, и оно рано или поздно начинает реагировать. Это третья стадия напряженности, на которой государственные органы и общественные организации обозначают указанные молодежные группы девиантами, присваивают им ярлыки, выделяя тем самым их из всех других молодежных групп. Наряду со стигматизацией общественно опасных молодежных групп, к ним выдвигаются определенные требования, и это уже четвертая стадия напряженности. На ней противостояние не только обозначено, но и провозглашаются действия, которые могут быть совершены, если молодежные группы не подчиняются требованиям. В дальнейшем данный тип напряженности может развиваться по тем же вариантам, что и инициируемый самими молодежными группами. Напряженность либо переходит в открытый конфликт, либо спадает, и молодежные группы «отступают» (прекращают на время свои действия) либо продолжают существовать.
Новое на сайте:
Теория стигматизации
Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo - клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те ...
Социологические теории девиации. Изучение девиантного поведения
Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Почему поведение одних индивидов называют девиантным, когда они совершают по существу те же действия, что и другие индивиды, которым уда ...
Функции семьи. Специфические и неспецифические, индивидуальные и социальные
функции
Критерии оценки эффективности функционирования семьи как социального института к настоящему времени достаточно разработаны. Например, польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие критерии:
1) прочность брака;
2) субъективное ощуще ...