Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи.
Страница 1

Статьи по социологии » Молодежь - концептуализация понятия » Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи.

В середине 90-х годов XX века довольно распространенным явлением стали ситуа­ции, при которых полученная специальность оказывалась невостребованной, а про­фессиональное будущее большей части молодежи характеризовалось как неопреде­ленное. Проводимые в этот период исследования показывали, что большинство мо­лодежи испытывает дефицит инструментальных знаний и практических навыков, которые могли бы обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда. Наличие конкурентного рынка труда привело к тому, что в начале 2000-х гг. немало выпускни­ков вузов, средней школы, начальной профессиональной школы оставались нетрудо­устроенными. Ежегодно 15 млн. человек меняли место работы, из них только около 4 млн. обращались в службы занятости. Изменение потребностей рыночной экономики и производства, новые формы и средства накопления и передачи опыта и знаний, другие факторы актуализируют проблемы профессионального самоопределе­ния молодежи.

Возможность выбора профессии рассматривается нами как условие жизненного самоопределения личности и успешной интеграции ее в общество. Для общества пере­ходного типа, каковым является российское, на мой взгляд, предпочтительнее модель прагматического выживания, основу которой составляют самоактуализация (лично­стное самосовершенствование), саморегуляция (управление своими поступками, со­стояниями), самосознание (осознание своих качеств), самообладание (способность действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях) и самоопределе­ние (самостоятельный выбор каждым своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни). Прагматический подход находит выражение в характеристике молодого поколения, - "могут работать", "хотят работать", "ищут работу". При ориентации на такой подход от общества требуется ре­шение ответственной задачи - предоставить каждому человеку возможность для вы­бора собственной жизненной траектории, "включения" механизмов личностного со­вершенствования.

Согласно теориям гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс), каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Он сам определяет для себя смысл жизни, ее цели и ценности. Самоактуализация понимается, таким образом, как стремление к самосовершенствова­нию и самовыражению и рассматривается как главная потребность человека. "Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело . Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода при­звание; труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Это отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе". Само­актуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у личности самосто­ятельного независимого мнения по основным вопросам. Это процесс практической реализации своих возможностей.

Всякая деятельность предъявляет требования к человеку в виде наличия качеств, определяющих его "пригодность". В силу действия объективных и субъективных при­чин различия эти могут быть довольно существенными. Психологи часто связывают способности с потенциальной возможностью освоения знаний, умений и навыков, что может состояться, а может и нет. Что касается детей, то несомненно, без специально­го обучения, усилий педагогов, поддержки семьи их способности не развить. Лишь в отношении небольшого числа детей в возрасте 6-7 лет (время начала обучения в шко­ле) можно высказывать прогноз относительно их будущих профессиональных предпо­чтений. Большинство осуществляет профессиональный выбор уже после получения аттестата о среднем образовании или свидетельства об окончании основной школы.

М.Н. Руткевич называет два рубежа в качестве важных "точек выбора" для уча­щихся общеобразовательной школы: первый - окончание неполной средней (основ­ной) школы в 15 лет и полной средней в 17 лет; второй - для тех, кто после 9 класса продолжает обучение в школе. Эти группы учащихся чаще становились объ­ектами исследований жизненных планов молодежи, ее профессиональной ориента­ции. При этом говорилось обычно об уровне общего образования, хотя косвенно предполагалось, что каждый уровень (начальное общее, основное общее и среднее общее) имеет свой "выход" на установленную ступень дальнейшего профессионально­го образования. На основе исследований социологи пришли к выводу: первая "точка выбора" ребенка (опосредованно, через своих представителей, как правило, родителей) - нача­ло обучения в школе. Существующие конкурсные испытания, начиная с 1-го и заканчивая 11-ым классом, в принципе исключают возможность выбора ребенком учебно­го заведения. По-прежнему выбирает школа - кого она будет учить. При "наборе" де­тей с 1-го класса практически исключается возможность прихода детей в "элитные" классы на следующих ступенях обучения. А ведь в современных условиях потенциал ребенка (его умножение или утрата) во многом зависит от типа учебного заведения и педагогического коллектива, реализующего те или иные образовательные програм­мы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое на сайте:

Особенности личностного развития детей сирот
Традиционной формой устройства детей, является интернатное учреждение. В интернатных учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитания в общественную жизнь страны [7; 3 ...

Виды семей
Наиболее распространенный тип семей – нуклеарная семья (от лат. Nucleus – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации две трети. Нуклеарная семья может быть полно ...

Христианская семья
Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигам ...