Молодежь России на рубеже веков. Угрозы и вызовы XXI векаСтраница 1
Академик И.М.Ильинский на открытии конференции объективно вычленил как наиболее весомую общеполитическую и научную проблему выявление вызовов XXI века и определение средств, путей адекватного ответа на них со стороны российского общества и ученых-обществоведов. В этой связи я попытаюсь ответить на первую часть проблемы - выявление угроз человечеству и его части - россиянам.
Значительное ослабление конфронтации, определявшей противостояние двух общественно-политических систем и существо «холодной войны», отодвинуло угрозу ядерной войны, предопределило новые шаги конструктивного сотрудничества государств на региональном и мировом глобальном уровнях во всех сферах человеческого деяния, в том числе в гуманитарной сфере, которой занимается ЮНЕСКО после своего создания, с 1946 года, то есть весь период после второй мировой войны. Хочу здесь особенно подчеркнуть, что ЮНЕСКО содействует миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры, то есть в непосредственной ее деятельности находятся вопросы, касающиеся настоящего и будущего молодого поколения всего мира.
В этом отношении я предлагаю вывод о том, что при рассмотрении международных организаций, имеющих выход на молодежь, в объективном плане следует учитывать ЮНЕСКО и ее деятельность. Примечательно и знаково то, что директором Секретариата является В.Б. Ломейко, который в свое время был одним из руководителей Комитета молодежных организаций нашей страны.
Если исходить из сегодняшнего дня и будущего молодого поколения россиян, то в современном мире в интеллектуальной и социокультурной сферах наибольшую угрозу представляет деградация духовной жизни общества, разрушение исторических, культурных, нравственных традиций России и гуманистических ценностей, отсутствие четко обозначенных направлений, целей и ориентиров развития страны, потеря духовных ориентиров у большой части молодежи.
В экономической сфере угрозы проявляются в следующем. Экономический кризис приобрел затяжной характер, предпринимающиеся шаги выхода из него слишком робки и неубедительны, а следовательно, молодое поколение, вошедшее в общественную жизнь в последние полтора, а по существу, три десятилетия, лишены не только многих материальных благ, но и возможности преобразовывать экономику на современном научно-техническом уровне. Молодежи свойственны новаторские черты, историческая практика Отечества знает выдающиеся достижения молодых практически во всех областях жизнедеятельности. Но сегодня не только бюрократизм, но и существующая система сковывают, ограничивают возможности молодых людей. Внутренняя угроза России - в существовании экономической системы, которая основывается на импорте машин, оборудования и экспорте топлив сырьевых ресурсов. Конъюнктура стоимости нефти важна, но более важна прибыль от производства, которая все еще крайне мала. Это угроза экономике страны, но и угроза развитию молодежи, ее участию в экономических процессах. Не буду обращать ваше внимание к истории комсомола, но подчеркну, что молодое поколение 30-80-х годов прошлого столетия выступало с инициативами инновационного характера, внесло существенный вклад в создание материально-технической базы страны, в развитие отечественной культуры, занимало должное место в науке, шло в авангарде научно-технического прогресса. Все это естественно для цивилизованного общества. Но сегодня об этом, к сожалению, говорить не приходится, молодые пополняют армию безработных, бегут от производительного труда, видят свой идеал в формуле «купи - продай».
В научно-технической области к внутренним угрозам относится существенное падение научно-технического потенциала, утрата престижа интеллектуального труда, а это напрямую относится к молодежи. В экологической области угрожающим является рост масштабов и последствий техногенного влияния, существенно сказывается износ производственного оборудования, устарелость технологий, снижение технологической и трудовой дисциплины.
Новое на сайте:
Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях
Социальный работник в пенитенциарных учреждениях выполняет следующие функции:
1. Совместно с осуждёнными и администрацией ИТУ составить план обучения и работы в период лишения свободы.
2. Помощь осуждённым в преодолении психологическо ...
Технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности
общественных организаций
В данном параграфе рассматриваются различные виды социально-культурных технологий, их основные закономерности, и существующая практика применения этих технологий общественными организациями в нашем городе.
Как во всем мире и в России, та ...
Миграция
А.Я.Кваша в своей книге рассказывает о миграционных особенностях в России. Миграция- перемещение населения. Большие её объемы наблюдались в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Так, в 1941-1942 годы из районов, к ...