Ритуальные практики в субкультуре детских домов
Согласно официальной статистике на 2004 год в России насчитывается более 675 тысяч детей-сирот. Количество детей, растущих вне семейных условий, на сегодняшний день превышает численность сирот, оставшихся без родителей после Первой и Второй мировых войн, и составляет до 3,2% детской популяции страны (Астоянц, 2006). У детей, воспитывающихся в учреждении, нет опыта сотрудничества, совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы", и "они", такая направленность деятельности только подкрепляет это разделение (Иванов, 2004). Достаточно посмотреть, как играют детдомовцы. По существу им доступны только простейшие игры - манипуляции, характерные для детей 2-3 лет. Следовательно, у таких детей не сформированы те элементы субкультуры, которые дают "вектор" мотивации, ориентации на построение будущей жизни.
Исследовав субкультуру детей, воспитывающихся в детском доме, используя методы экспертного опроса и не включенного системного наблюдения за детдомовцами, мы выявили:
характерные черты детдомовской субкультуры;
как изменяется субкультура детства воспитанников детских домов закрытого и открытого типов, в отличии от субкультуры детей, воспитывающихся в семье;
существующие различия между субкультурами детей, воспитывающихся в детских домах закрытого типа, и детей, воспитывающихся в детских домах открытого типа.
Проведенное исследование показало, что:
воспитанницы детских домов испытывают сложности в ролевых играх, таких как "игра в хозяйку", "игра в семью", " дочки-матери". Однако воспитание в детских домах семейного (открытого) типа значительно улучшает данную ситуацию. У детей возникают представления о материнских и семейных отношениях;
дети не имеют собственного, отдельного от других пространства, что является серьёзной психологической проблемой. В данном случае особенно страдают коммуникативные способности девочек. Особенно ярко это проявляется у девочек, воспитывающихся в детских домах закрытого типа;
существуют трудности в коммуникации воспитанников детских домов к своим сверстникам из семей, т.к. существует зависть, ненависть и потребительское отношение к последним. Особенно трудно дается обряд рукопожатия для мальчиков из детских домов со сверстниками из семей, т.к почти ко всем людям детдомовцы относятся с опаской;
воспитанники из детского дома начинают жить по принципу "выживает сильнейший". Именно поэтому они не не могут играть в коллективные игры по правилам. Агрессия свойственна всем воспитанникам детских домов, независимо от пола и возраста;
в субкультуре детдомов существует феномен "стайности", который проявляется в одежде, разговоре и поведении;
среди воспитанников детских домов существует раннее проявление сексуальности, что говорит о низкой моральной базе этих детей.
Новое на сайте:
Формирование новой социальной стратификации. Формирование
новой социальной структуры общества
Идущие в стране мощные инновационные процессы, изменение типа политических и экономических отношений меняет ту систему групп, социальных слоев, на которой «стояло» советское общество эпохи СССР. Формирование новой социальной структуры - э ...
Антикризисная программа Правительства РФ
Антикризисная программа Правительства, по оценке большинства опрошенных, стала предметом общественного и экспертного обсуждения «лишь относительно» и широкого экспертного обсуждения со стороны научных и общественно-политических кругов не ...
Особенности отношения к деньгам людей с различным уровнем
личностной зрелости
Согласно современным концепциям постиндустриального общества (В.Л. Иноземцев) преодоление экономических ограничений социума возможно не через трансформацию социальных структур, а вследствие духовной и интеллектуальной ...