Ритуальные практики в субкультуре детских домов
Согласно официальной статистике на 2004 год в России насчитывается более 675 тысяч детей-сирот. Количество детей, растущих вне семейных условий, на сегодняшний день превышает численность сирот, оставшихся без родителей после Первой и Второй мировых войн, и составляет до 3,2% детской популяции страны (Астоянц, 2006). У детей, воспитывающихся в учреждении, нет опыта сотрудничества, совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы", и "они", такая направленность деятельности только подкрепляет это разделение (Иванов, 2004). Достаточно посмотреть, как играют детдомовцы. По существу им доступны только простейшие игры - манипуляции, характерные для детей 2-3 лет. Следовательно, у таких детей не сформированы те элементы субкультуры, которые дают "вектор" мотивации, ориентации на построение будущей жизни.
Исследовав субкультуру детей, воспитывающихся в детском доме, используя методы экспертного опроса и не включенного системного наблюдения за детдомовцами, мы выявили:
характерные черты детдомовской субкультуры;
как изменяется субкультура детства воспитанников детских домов закрытого и открытого типов, в отличии от субкультуры детей, воспитывающихся в семье;
существующие различия между субкультурами детей, воспитывающихся в детских домах закрытого типа, и детей, воспитывающихся в детских домах открытого типа.
Проведенное исследование показало, что:
воспитанницы детских домов испытывают сложности в ролевых играх, таких как "игра в хозяйку", "игра в семью", " дочки-матери". Однако воспитание в детских домах семейного (открытого) типа значительно улучшает данную ситуацию. У детей возникают представления о материнских и семейных отношениях;
дети не имеют собственного, отдельного от других пространства, что является серьёзной психологической проблемой. В данном случае особенно страдают коммуникативные способности девочек. Особенно ярко это проявляется у девочек, воспитывающихся в детских домах закрытого типа;
существуют трудности в коммуникации воспитанников детских домов к своим сверстникам из семей, т.к. существует зависть, ненависть и потребительское отношение к последним. Особенно трудно дается обряд рукопожатия для мальчиков из детских домов со сверстниками из семей, т.к почти ко всем людям детдомовцы относятся с опаской;
воспитанники из детского дома начинают жить по принципу "выживает сильнейший". Именно поэтому они не не могут играть в коллективные игры по правилам. Агрессия свойственна всем воспитанникам детских домов, независимо от пола и возраста;
в субкультуре детдомов существует феномен "стайности", который проявляется в одежде, разговоре и поведении;
среди воспитанников детских домов существует раннее проявление сексуальности, что говорит о низкой моральной базе этих детей.
Новое на сайте:
Уильям Самнер: социальное неравенство – естественное и
необходимое состояние
Заметную роль в разработке социал-дарвинистских подходов в социологической науке сыграл видный деятель американской социологии, профессор Йельского университета Уильям Самнер (1840-1910).
Основными принципами социологии Самнер считал неу ...
Экономическая социология
Ключевое понятие экономической социологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезность — в неоклассической политэкономии). Абстракция «экономическое дейст ...
Проблемы образования молодежи в России
Право на образование является одним из приоритетных конституционных прав. В Федеральном законе «Об образовании» дается такое определение этого понятия: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, ...