Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки
Страница 1

Статьи по социологии » Повышение уровня и качества жизни населения как социологическая проблема » Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки

Под качеством жизни

(КЖ) будем понимать интегральное свойство жизнедеятельности людей – уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их сообществ – социумов.

Качество населения

(КН) - распространенное в демографии и социологии понятие. Но существуют разные его трактовки. Наиболее обоснованной представляется трактовка КН, предложенная Я.И. Рубиным[3]. Он считает, что КН складывается из трёх компонентов: характеристики, структуры, потенциалы.

Характеристики - это здоровье, уровни общеобразовательной подготовки, профессиональной и общей культуры (с множеством “подкультур” – нравственной, трудовой, языковой, политической и др.).

Структуры населения: демографическая, экономическая, социальная и др.

Потенциалы - комплексные свойства, формирующиеся из характеристик и структур, и образующие, в зависимости от комбинаций, разные потенциалы населения: созидательный, духовный и др.

Таким образом, качество населения можно рассматривать как его интегральное свойство, создающее потенциальную возможность осуществлять жизнедеятельность.

Для построения показателей КЖ и определения взаимоотношений КЖ и КН следует рассматривать четыре компонента в составе интегрального показателя качества населения (или жизненного потенциала населения): показатели потребностей, популяционного анатомо-физиологического статуса и здоровья, духовно-деятельностного потенциала и психических состояний.

В этом перечне структура потребностей поставлена на первое место потому, что именно она, так сказать, по определению, задаёт весь спектр показателей и критериев КЖ.

Потребностиклассифицируют по разным основаниям. Применительно к задаче определения взаимосвязей между КН и КЖ целесообразно рассматривать два базовых класса потребностей – первичные (анимальгенные), т. е. свойственные человеку как представителю животного мира, и вторичные (антропогенные) – специфически человеческие потребности. Такому подходу больше всего соответствует классификация потребностей, предложенная А. Маслоу. Он выделил пять групп потребностей, расположив их в порядке от самых неспецифичных для человека (потребности “нужды”) до самых специфичных (потребности “роста”):

- физиологические потребности (голод, жажда, сексуальная потребность);

- потребности в безопасности (стремление к защищённости от неблагоприятных воздействий среды, от агрессии других живых существ, избежание боли т. д.);

- потребности в социальных связях (потребности в любви, в принадлежности к определённой социальной группе, потребность в общении);

- потребности самоуважения (потребности в ощущении самобытности, самостоятельности, в достижении признания со стороны других людей, в одобрении);

- потребности в самоактуализации (потребность в реализации своих стремлений, способностей, возможностей, стремление понять смысл жизни и социальных ценностей).

Нормальный анатомо-физиологический статус и здоровье

являются базовой универсальной потребностью и одновременно условием существования и реализации духовно-деятельностного потенциала.

Духовно-деятельностныйпотенциал создаёт возможность специфически человеческой жизнедеятельности, в том числе, лежит в основе активного формирования людьми того или иного уровня КЖ.

Психические состояния

играют роль либо регулятора жизнедеятельности в форме функциональных состояний, определяющих ситуационную дееспособность человека (населения), либо оценщика качества жизни в форме субъективного отражения и переживания процесса жизнедеятельности.

Качество жизни определяется через соответствие параметров жизни потребностям людей. Это соответствие может проявляться в двух формах. Первая форма - переживание людьми удовлетворенности-неудовлетворённости процессом и результатами своей жизнедеятельности. Вторая форма – объективная или внешняя субъективная (т. е. экспертная) оценка потенциалов людей по отношению к объективным критериям анатомо-физиологического статуса и здоровья или к квазиобъективным (т.е. нормативно принятым обществом) критериям: нормам морали, ценностям и результатам жизнедеятельности.

Таким образом прямыми индикаторами КЖ могут быть субъективные и объективные оценки фактического состояния (уровня) названных выше соответствий. Но могут быть и косвенные индикаторы КЖ, как потенциальной возможности достижения того или иного уровня соответствия параметров жизнедеятельности актуальным потребностям населения вследствие наличия необходимого для этого качества населения и качества условий жизнедеятельности (КУ). Качество населения по отношению к качеству жизни играет двоякую роль: с одной стороны, оно задаёт содержательную характеристику КЖ, с другой стороны, от него зависит возможность изменения КЖ. Первая роль КН реализуется посредством такой группы характеристик качества населения как потребности, вторая – всей совокупностью характеристик, но, в первую очередь, психофизиологическим потенциалом.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Основные глобальные проблемы современности
По своему характеру глобальные проблемы различны. К их числу относятся, прежде всего, проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны; экологическая; демографическая; энергетическая; сырьевая; продовольственная; использова ...

Исследование деятельности благотворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд». Краткая характеристика благотворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд» и описание её деятельн
Международная детская организация «EveryChild» была образована в декабре 2001 г. при слиянии Христианского Детского Фонда Великобритании (CCFGB) и Европейского Детского Фонда (ECT). Христианский Детский Фонд Великобритании с 1993 года ос ...

Символика
· Кельтский крест · Свастика · Руны, особенно изображение двух рун зиг (символ СС), руна одал и хагалаз · Мёртвая голова · Железный крест · Чёрное солнце Би́тники ( англ. Beatnik) — медиа-стереотип, использовавшийся в 1950-х ...