Молодежь современного общества. Понятие и социально-психологические характеристики молодежи
Страница 1

Статьи по социологии » Молодежь в современной России - проблемы и перспективы » Молодежь современного общества. Понятие и социально-психологические характеристики молодежи

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.[1]

Понятию «молодежь» приписывается три значения: во–первых, это один из этапов жизненного цикла человека; во–вторых, это социальный статус определенный возрастом; и в–третьих, это понятие используется в значении молодежной субкультуры как независимого образования внутри господствующей культуры.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ними социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Во второй половине ХХ века раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Современная молодежь дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка - все эти события, в своей совокупности, дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.

Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости, переход от зависимости — к независимости и от безответственности — к ответственности, в границах от 11 до 28 – 30 лет.

Многие исследователи в области возрастной психологии выделяют такие периоды в молодости, как подростковый возраст и юность, но мнения о возрастных границах во многих случаях расходятся. Например, в 1965 году в СССР была создана группировка возрастов, охватывающая весь жизненный цикл, где подростковый возраст «начинался в 13 лет и длился до 16, а юность с 17 до 21 года; Д. Биррен предполагал, что юность длится от 12 до 17 лет, Д. Бромлей – от 11 до 21, Д. Векслер – 16 – 20 лет, В.В. Бунак – от 17 до 25 лет, а В.В. Гинзбург – от 16 до 24»[2].

Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового молодежь осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества.

Е Омельченко в своей работе «Молодежные культуры и субкультуры» для определения понятие молодежи выделяет несколько категорий:

· Возраст;

Люди определенного «молодого» возраста действительно могут быть отделены от других возрастных групп. В этом понятие можно выделить несколько уровней: биологический, психологический, социальный, культурный и т. д. Каждый человек психологически воспринимает свой физический возраст по-разному. Если биологический возраст значит для человека нечто определенное, психологически же человек часто размывает эти физические границы как в одну, так и в другую сторону. Невероятные темпы развития компьютерной грамотности и «компьютеризации» населения также не могут не сказываться на процессах взросления. Существенным становится не сам по себе возраст, а его «качество». Новое качество возраста, которое приносит новое время, формирует новое состояние перехода от одного возраста к другому. Социальные аспекты сильно влияют на биологический возраст, но полностью его не определяют. Если принять за критерий создание молодым человеком своей семьи или рождение детей то границы молодости раздвинутся и в ту, и в другую стороны.

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте: