РождаемостьСтраница 1
Автор книги "Перспективы рождаемости" А.А.Борисов говорит, что на протяжении последних ста лет в России произошли огромные изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродуктивного поведения .[21]
Традиционный тип репродуктивного поведения исключает всякое намеренное вмешательство в процесс зачатия и вынашивания плода. Социальные и культурные нормы, формировавшиеся в течение долгого времени и поддерживаемые религией и обычаями, не допускают внутрисемейного регулирования деторождения как массового явления. Уровень рождаемости при традиционном типе репродуктивного поведения довольно высок.[22]
При современном типе репродуктивного поведения внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую черту образа жизни людей и становится главным фактором, определяющим уровень рождаемости.
Изменения репродуктивного поведения российских семей – следствие трансформации функции семьи, в том числе и ее репродуктивной функции, в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России.[23]
К концу 60-х годов XX века контроль над деторождением стал характерен для поведения подавляющего большинства семей нашей страны. Распространение его сопровождалось переходом к двухдетной семье. Демографический переход в России, в том числе и переход к новому, близкому к европейскому, типу репродуктивного поведения, в основных чертах был завершен.[24]
Плавный процесс перехода к малодетной семье был нарушен в брачных когортах, сформировавшихся в 1985-1989 годах и 1990-1993 годах. В распределении женщин по числу ожидаемых детей произошли очень существенные изменения: резко увеличилась доля собирающихся ограничить свою семью одним ребенком, и резко сократилась доля намеревающихся иметь троих и более детей. Резкое падение рождаемости в начале 90-х годов породило мнение, что главной причиной этого был экономический и политический кризис. Однако исследования показывают, что это снижение и снижение рождаемости в последующие годы - продолжение объективного процесса её эволюции, которая длится уже более столетия, хотя немалое влияние оказывают условия жизни семьи.[25]
Итак, очень быстро пройдя путь от традиционного типа рождаемости до современного, Россия в 90-х годах заняла место в ряду стран с самой низкой рождаемостью.
В 2003 году рождаемость упала по сравнению с предшествующим годом на 15% и составила 9,0 родившихся на тысячу человек.[26]
Сейчас сохраняется тенденция к снижению количества детей в семье. По данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее приемлемым иметь одного ребенка, тогда как раньше абсолютно нормальным явлением было наличие 3-4-х детей в семье. При этом, как и прежде, для семей сельских жителей характерно большее количество детей, чем для городских семей.
Также Борисов А.А. говорит о том, что до сих пор в сельской местности рождаемость в значительной степени больше по сравнению с рождаемостью в крупных городах, несмотря на то, что социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах, в том числе и России. Процент городского населения в отдельных странах равен: Австралия - 75%; США - 80%; Германия - 90%. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации и мегаполисы.[27]
Новое на сайте:
Экономическая социология
Ключевое понятие экономической социологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезность — в неоклассической политэкономии). Абстракция «экономическое дейст ...
Малая социальная группа, ее функции, виды: первичные, вторичные,
формальные, неформальные (семья, студенческая группа, производственная бригада,
спортивная команда и др.)
Одним из интересных объектов исследования являются малые группы.
В социологии была разработана специальная социологическая теория – теория малых групп
, предметом которой является место и функции малой группы в системе социального органи ...
Определения основных понятий
Объект социологического исследования в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характер ...