Формирование системы социального обеспечения пожилых людей
Страница 1

Статьи по социологии » Социальная работа с пожилыми людьми » Формирование системы социального обеспечения пожилых людей

История оказания маломобильному населению социально-медицинской помощи в России тесно связана с деятельностью Российского общества Красного Креста. Оно возникло в 1867 г. как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных.

В 1960 г. при комитетах Общества Красного Креста было создано Бюро медицинских сестер по обслуживанию больных на дому в целях оказания помощи органам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными. С целью облегчения работы патронажных сестер для оказания помощи в бытовом обслуживании больных проводилась большая работа по формированию санитарного актива среди населения. Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистками на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 г. была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов.

В середине 70-х гг. XX в. в порядке эксперимента впервые было организовано надомное обслуживание одиноких пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения. Эта деятельность регламентировалась Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами, утвержденным Министерством соцобеспечения РСФСР от 28.10.1975 г.

С этого времени возникла новая государственная форма социально-медицинского обслуживания — социально-медицинское обслуживание нетрудоспособных одиноких на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовалась справка лечебного учреждения об отсутствии хронических заболеваний [10,172].

Дом-интернат, обслуживающий граждан на дому, должен был предоставлять им следующие услуги: доставка продуктов на дом, стирка, уборка помещения, доставка медикаментов, контроль за состоянием здоровья. Поскольку надомное обслуживание являлось функцией, не свойственной домам-интернатам и вызвавшей у этих учреждений организационные трудности, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию медико-социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам.

В 1987 г. функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому выполняли две организации: государственная — отделения социальной помощи и общественная — служба милосердия Общества Красного Креста. Со временем прекратилась уплата населением членских взносов Обществу Красного Креста, в результате у этой общественной организации значительно сократилась возможность содержать данную службу, в связи с чем ее деятельность была сведена до минимума, в то время как служба медико-социально-бытовой помощи на дому стала быстро расширяться.

Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РФ и Общества Красного Креста РФ «О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения» от 25.05.1993 г. рекомендовалось регулярно помогать одиноким престарелым гражданам и инвалидам.

С годами увеличилось число одиноких престарелых людей и потребность в социально-медицинском обслуживании этой категории населения приобрела масштабное значение. Неспособность домов-интернатов вместить всех нуждающихся, демографические перспективы, предполагающие дальнейшее увеличение доли лиц старшего возраста в населении обусловили решение задач социально-медицинского обслуживания нетрудоспособных на государственном уровне, создание государственной системы, занятой предоставлением медико-социальных услуг.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ пожилые люди имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ устанавливает предельный возраст для нахождения на государственной должности — 60 лет. Закон «О занятости населения в РФ» гласит, что граждане, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. В соответствии с федеральными законами «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1997 г. № 340-1; «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 20.07.1997 г. № 113-ФЗ с 1 февраля 1998 г. начался переход к расчету пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находи ...

Социальная структура
Социология имеет сложную структуру, которая состоит из разных элементов и компонентов. Социальная структура − это устойчивая связь элементов в социальной системе. Другими словами, это внутренний устрой общества, который состоит из ...

Конструктивная функция конфликта поколений
Конфликт между молодежью и старшим поколением является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая бо ...