Роль социальных расходов в социально-экономическом развитии РФ в условиях рыночных отношений
Страница 1

Статьи по социологии » Особенности социального обслуживания населения Речинского района г. Омска » Роль социальных расходов в социально-экономическом развитии РФ в условиях рыночных отношений

Экономические преобразования и трансформация структуры собственности привели к заметным изменениям и снижению экономической активности населения. Население достаточно критично оценивает реализацию государством социальной функции. К причинам неэффективности социальной политики государства следует отнести недооценку роли государства в обеспечении благосостояния общества в условиях перестановки внутри социальной структуры, расширения или сужения конкретных социальных групп, смены их доходов, статуса, престижа, качества жизни. Сегодня (в условиях кризиса) очевидно, что участие государства в решении социальных проблем общества должно увеличиваться [18].

Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, однако остается много нерешенных вопросов, связанных с их социальным обеспечением. Современная социальная политика в России – одна из острых проблем, волнующих общество. Одним из важных факторов оценки уровня жизни, влияющих на эффективность социального обеспечения, является такой социальный норматив, как прожиточный минимум. 24 октября 1997 года принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (действует в редакции от 27 мая 2006 года).

Нужно сказать, что этот закон направлен на установление правовой основы для определения прожиточного минимума и его учета при предоставления гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов при осуществлении мер их социальной поддержки. Прожиточный минимум имеет важное значение не только для определенного количества граждан, живущих на уровне черты бедности и ниже, но и для оказания им адресной социальной помощи как лицам с низким уровнем дохода.

На практике используются несколько методик предоставления социальной помощи нуждающимся, апробированных. Применение этих методик позволяют сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения.

1) методика регионального регулирования минимальных душевых доходов, которая предусматривает установление гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика – наиболее полный учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи,

2) косвенные методы оценки нуждаемости. Положительная сторона - оценка реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов, где учитываются демографическая структура семьи, место ее проживания, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.

3) сочетание категорийного подхода и расчетного дохода. В числе основных условий предоставления помощи – наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан (выделено 13 таких групп).

При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости. Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.

Качество оценки нуждаемости повышается с учетом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественная ориентация на определенные слои населения, анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов. Технологию оценки потребности населения в социальном обеспечении можно представить в следующем виде:

- анализ изменения динамики уровня жизни определенной категории граждан либо отдельного человека,

- определение уровня доходов,

- анализ соответствия денежных доходов величине прожиточного минимума (для трудоспособного населения 4232 р., для пенсионеров – 4123 р.),

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Организационные принципы социального управления
Организационными мы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлению чаще всего именно организационные принципы считают основными: · принцип д ...

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость
Сначала выделим общие между поколениями проблемы, доминирующие во всех странах:[3] · преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению; · приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здор ...

Программа социологического наблюдения
Составление программы наблюдения ставит исследователя перед необходимостью решить ряд достаточно сложных проблем. Наблюдение- это прежде всего изучение объекта в ситуациях деятельности (например, рабочей бригады в процессе труда, слушател ...