Основные понятия социологии личностиСтраница 2
Ценности
– объекты и идеи, которые являются значимыми для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.
Мотив
– внутренний побудитель к действию, в отличие от стимула, выступающего внешним побудителем к действию.
Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус человека
– его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус представляет собой обобщенную характеристику положения человека в обществе, включающая в себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д.
Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:
1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными в законах или нет.
2. Объемом власти и авторитета.
3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.
4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.
5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни.
Выделяют несколько видов социальных статусов.
Приобретенный статус
– статус, достигнутый при помощи усилий самого человека (например, менеджер, профессор, банкир).
Предписанный статус
– статус, данный человеку от рождения (например, горожанин, мужчина, украинец).
Главный статус– статус, оказывающий существенное влияние на выполнение всех социальных ролей, как правило, он связан с профессиональной деятельностью человека.
Социальная роль
– ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Одному статусу соответствует несколько социальных ролей. Так, социальному статусу студента соответствуют роли: слушателя лекций, экспериментатора в лаборатории, старосты, участника студенческих конференций, неформального лидера, практиканта и т.д.
Совокупность социальных ролей, соответствующих социальному статуту, называется ролевым набором
. Роли могут закрепляться формально или носить неформальный характер.
Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, называют ролевым конфликтом
.
Выделяют два вида ролевых конфликтов:
1). Внутриролевые (например, абитуриент поступает в НТУ «ХПИ», а вскоре обнаруживает отсутствие инженерные способностей).
2). Межролевые (например, роли менеджера компании и отца семейства предъявляют противоречивые требования к индивиду).
Как уже отмечалось, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей
:
1. Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.
2. Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего употребления).
3. Амбивалентная личность, сознание которой состоит из двух частей – демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Можно выделить три разновидности амбивалентного типа личности:
1) конформно-амбивалентный тип личности характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержка решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;
2) нигилистски-амбивалентный тип склонен к отрицанию каких-либо альтернатив общественного развития, к негативизму в отношении к любым организованным политическим силам;
3) мозаично-амбивалентный тип характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.
Если конформно-амбивалентное сознание приводит общество к авторитарной формы правления, нигилистски-амбивалентное – к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократичных норм.
Новое на сайте:
Половозрастные пирамиды
Для анализа возрастной, точнее половозрастной, структуры населения широко используется один из графических методов, называемый половозрастной пирамидой. Половозрастная пирамида
представляет собой двустороннюю полосовую диаграмму, построе ...
Детство как предмет психологического исследования. Исторический анализ понятия "детство"
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозмож ...
Решение
проблем семейного неблагополучия
Материал взят из выступления З.Е. Лебедевой – заведующей отделом социальной защиты администрации Антроповского района.
Данные приведены к конкретному району РФ, но отражаются на всю территорию страны.
Семейное неблагополучие, на мой взг ...