Технологическая культура.
Страница 1

Термин технология имеет ряд смысловых нагрузок: оп применяется в промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой деятельности. Очевидно, что технология означает интеллектуальную переработку технически значимых качеств и способностей, в сущности, это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно

определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в природные процессы.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура. Она определяет мировоззрение и самопонимание современного человека. При этом под универсальными культурами мы понимаем системы эпистемических принципов, характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных знаний и технических средств.

Первой универсальной культурой, отдельные черты которой восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных свидетельств, была культура мифологическая. Она присуща всем природным цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктам и природными материалами. Эпистема такой культуры сводилась к представлению о неких скрытых силах, свойственных всем объектам окружающего мира н определяющих их существование. Эти силы, по представлениям древних, определяли последовательность всего происходящего: они наделял и смыслом все сущее в мире - космосе. Само существование при таком подходе и есть судьба. Люди же, подобно всему остальному, оказываются лишь элементами всеобъемлющей гармонии.

Вторая универсальная культура - космологическая - расцвела в период средней природной цивилизации. Ее эпистема сводилась к тому, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Отдельные элементы, компоненты образуют естественные организмы, множества же естественных организмов, в свою очередь, образуют равновесие природного порядка, ту же «гармонию» мифологической культуры.

Эпистема третьей антропологической культуры характерна для развитой природной цивилизации. Согласно этой культуре, все явления и закономерности окружающего мира доступны человеческому пониманию.

Опыт позволяет раскрыть системную сущность разрозненных фактов и явлений. Качества таких систем соответствуют качествам составляющих их элементов. Плановая организация жизни оказывается вполне возможной, ее цель - то же механическое равновесие, которое в других культурах выступало как гармония или порядок вещей.

Человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений. Возникали новые представления об отношении к природе, новые средства познания, которые же переставали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой универсальной культуры.

Здесь стоит учесть два момента. Первый - вмешательство человека в ход естественных процессов принимает небывало широкие масштабы, становится постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым. Второй - среда обитания человечества - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким «рогом изобилия»; в сознании потребительское отношение к мир все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению

Методы социального прогнозирования: краткая характеристика.

Методология — 1) общая система принципов человеческой деятельности — процессов познания и философского обоснования способов и приемов организации всего многообразия видов человеческой деятельности; 2) наука обо всем этом.

Социальное прогнозирование — социальная теория и практика познания действительности: это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Основные черты современного общества
В рамках постиндустриальной теории ряд авторов обращает внимание на характерные черты новой технологической цивилизации, причем когда сторонники постиндустриальной теории показывают значение происходящих технических изменений, они чаще вс ...

Цели семейной политики
Стратегической, долгосрочной целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с и ...

Европейский брак в Средневековье
На протяжении IV и V столетий Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным ...