Теоретическое исследование проблемы семейного насилия в отношении женщин с точки зрения гендерного подхода. Проблема семейного насилия в современной литературе
Страница 1

Статьи по социологии » Семейное насилие в отношении женщин - гендерный подход » Теоретическое исследование проблемы семейного насилия в отношении женщин с точки зрения гендерного подхода. Проблема семейного насилия в современной литературе

В соответствии с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин, провозглашенной резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года (Приложение 1), насилие в отношении женщин означает любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.

Соглашаясь с данным определением, О.А. Воронина уточняет, что «домашнее насилие – любая форма физического, сексуального или психологического насилия, которая угрожает безопасности или здоровью членов семьи со стороны других членов семьи. Формами домашнего насилия считаются угрозы применения физической силы, побои и избиения, психологическое и сексуальное насилие. Чаще всего жертвами оказываются женщины и дети, хотя могут быть и мужчины, особенно если речь идет о психологическом насилии» [8, с. 34].

По мнению О.Л. Даниловой, одна из важнейших особенностей семейного насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). «Здесь важно отметить разницу между семейным конфликтом и случаем насилия: если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из следующих друг за другом инцидентов» [10, с. 391].

Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить. Семейное насилие, наоборот, происходит с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Обидчик может перечислять разные причины насильственного акта, но все они, на самом деле, не входят в число реальных причин насилия. Основная сила, движущая обидчиком - стремления установить полную власть над партнером, ребенком, другим членом семьи. В "хронической" ситуации насилия в семье один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. В результате подвергшийся насилию человек может получить психологические, социальные, экономические, сексуальные или физические вред, ущерб или травму.

По мнению ряда ученых, насилие всегда порождает агрессию; при этом агрессивное поведение не является приобретенным от рождения, а формируется под воздействием окружающей среды и является результатом искаженного процесса социализации [6; 14; 28].

Наиболее верной представляется точка зрения Ю.М. Антоняна, основанная на том, что «агрессивность является свойством природного характера, которое проявляется в социальном плане как насилие. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области – социальной» [2, с. 112].

Под насилием следует понимать проявление агрессивности в межчеловеческих отношениях [14, с. 32]. Однако, поскольку в повседневной жизни каждый из нас демонстрирует агрессивное поведение в различных жизненных ситуациях, то представляется, что термин "насилие" следует использовать только в отношении крайней формы агрессии, выражающейся в умышленном, целенаправленном поведенческом акте, характеризующемся враждебностью к объекту посягательства, отличающемуся направленностью на его уничтожение либо повреждение и выражающегося в намеренном, враждебном стремление причинить человеку физический или психический вред. Можно предположить, что агрессия природного характера, как продукт человеческих противоречий, обусловленных воспитанием и условиями жизни, проявляется в социальной области в виде жестокости, которая и представляет собой проявление насилия. Однако, как отмечает Е.Т. Соколова, !агрессия по сравнению с жестокостью - более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то время как любая жестокость агрессивна» [26, с.30].

По мнению Л. Берковиц, «агрессивность у разных лиц может иметь разную степень выраженности - от почти полного отсутствия данного свойства до его предельного развития» [3, с. 21]. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Ограниченное развитие данного качества представляется социально приемлемым и даже необходимым. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности, скорее всего, приведет к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Чрезмерное же развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную конструктивно решать жизненные вопросы. Таким образом, агрессия утрачивает свою рациональную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной жестокости и враждебности [3].

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Символика
Straight edge — образ жизни, не предполагающий саморекламу или навязывание sXe-идеи окружающим, поэтому у сторонников движения нет каких-либо предпочтений в одежде, причёске и т. п. Единственное средство самоидентификации — использование ...

Состояние бедности в России
С 1999 по 2002 гг. бедность в России сократилась более чем в два раза (с 41,5% до 16,6%). Российские власти планируют сократить уровень бедности к 2007 году еще в 2 раза. Последняя цель, по мнению экспертов Всемирного Банка, является труд ...

Вторая система показателей мобильности
Вторая система показателей мобильности, где за единицу счета принимается статус или ступенька в социальной иерархии. В этом случае социальная мобильность понимается как изменение индивидом (группой) одного статуса на другой, расположенный ...