Социально-культурная деятельность общественных организаций в России: исторические истоки, теория и методология. Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в Росси
Страница 3

Статьи по социологии » Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России » Социально-культурная деятельность общественных организаций в России: исторические истоки, теория и методология. Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в Росси

Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены «Союза», имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью бороться против взяточничества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия». Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза». Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов землевладения, росту промышленности и ремесел, расширению торговли.

Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь. Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и другие.

В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В XIX веке в России появилось полнокровное и необычайно разнообразное по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. В начале столетия оно постепенно распалось на два течения: правительственное и оппозиционное, а с 1830-1840 годов приобретало более сложный и более знакомый для нас вид, разделившись на правительственное (консервативное), либеральное и революционное.

Интеллигентские учреждения - салон. Интеллигенции были нужны учреждения, которые свели бы вместе единомышленников, позволили бы им делиться мыслями и завязать дружеские отношения на основе общих убеждений.

Старейшим был салон. Богатые помещики жили открытым домом, особенно в своих просторных московских резиденциях, которые создавали идеальные условия для неформальных контактов между людьми, интересующимися общественными делами. Хотя, посещавшая салоны знать, была по большей части поглощена сплетнями, сватовством и картами, иные салоны привлекали людей более серьезных и даже приобретали некий идеологический оттенок. Например, разногласия, впоследствии расколовшие интеллигентов на западников и славянофилов, впервые прорезались в салонных беседах и лишь позднее нашли дорогу в печать.

Достаточно известный салон З.Волконской любил посещать А.С.Пушкин. Отличие салона от кружка состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета, а салон не был тематически направленным объединением. В салоне особый статус имел хозяин или хозяйка. Салоны были похожи на гостевые вечера, но в отличие от последних их организация предполагала наличие четкого сценария, главным компонентом которого был концерт или публичное чтение и т.п.

Клубные учреждения. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа Английского клуба) клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости, общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Кружки 1830-1840-х годов. Новый этап в общественном движении России начинается в 1830-х годах, когда в Москве возникают кружки А.И. Герцена и Н.В. Станкевича. Внешне они имели вид литературно-философских объединений, на деле же играли важную практическую роль в идейной жизни империи. Вместе с декабристами с политической арены России исчезает и философия Просвещения как основа либеральной и революционной доктрины. Трудные, кропотливые поиски нового фундамента оппозиционного движения как раз и стали задачей кружков 1830-1840-х годов.

Внимательный анализ работ немецких философов Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля привел к тому, что теоретической основой оппозиционного движения в России стало гегельянство. Начало же упомянутому анализу было положено в кружке Н.В. Станкевича.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое на сайте: