Основные аспекты отношений членов семьи между собой . Отношения
между супругами – функциональная и дисфункциональная семьяСтраница 1
В самом общем виде перед решением вопросов, связанных с общением в семье необходимо достаточно четко ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья и конфликтная (дисфункциональная) семья.
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи - родителей и детей - свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи. Например, это семья с мужчиной-отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, между старшим, средним и младшим поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям [5, с.87].
В такой семье у членов семьи постоянно наблюдаются проблемы с алкоголем; особенно у женщин, часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут отмечаться «хронические, трудно излечимые заболевания», вина за которые перекладывается на «не болеющих» членов семьи, в том числе детей.
По мнению В.Н. Дружинина (2000), большинство психологических исследований посвящено реальной семье, но с точки зрения ее отклонения от нормы, т.е. изучают в основном реальную аномальную семью. Тем не менее, кажущаяся легкость и однозначность определения отклоняющегося поведения от нормального, аномальной (дисфункциональной) семьи от нормально функционирующей, является причиной многих заблуждений и, поспешных категоричных выводов, влияющих в последствии на выбор методов работы с такой семьей [12, с.56].
Мы изучаем семью дисфункциональную, подразумевая низкое качество выполнения ею семейных функций (дисфункциональность), и состояние психологического дискомфорта (неблагополучие, включая сюда же неудовлетворенность браком), неспособность к продуктивному решению трудных жизненных ситуаций (проблемность). Большее внимание уделяется неполной по структуре семье, а точнее материнской семье. Кроме того, мы делаем акцент на особенностях семьи, в которой один или несколько ее членов больны алкоголизмом (для краткости будем называть такую семью алкогольной). Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессовые события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, лишь временами она может жить нормально (В.Д. Москаленко, 1990).
Как известно, семья, как любая система, реализует ряд важных функций: экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую; репродуктивную; функцию воспитания детей; сексуально-эротическую; функцию духовного общения; функцию эмоциональной поддержки и принятия; рекреативную (восстановительную); функцию социальной регуляции, контроля и опеки.
Дисфункциональная семья — это семья, в которой в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла (О.А. Карабанова, 2004) [7, с.84].
Факторами дисфункциональности семьи могут быть:
1. Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.
2. Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность, хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы, особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.
3. Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.
4. Социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.
5. Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитирующий образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.
По мнению С.А. Беличевой (2005), чем больше число факторов задействовано, тем выше степень дисфункциональности семьи наблюдается.
Новое на сайте:
Европейский брак в Средневековье
На протяжении IV и V столетий Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным ...
О "русских" и "нерусских" в
России: размышления о причинах российского национализма
Начнем с того, что роль скинхедов и подобных им организаций в нашем обществе весьма преувеличена. По данным экспертов, в разных регионах России существует около десятка таких организаций. Численность отдельных из них насчитывает 8-10 тыся ...
Взаимодействие социологии
с естественными и точными науками
Особо следует отметить наличие связи социологии с естественными и точными науками. Например, в результате взаимодействия ее с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, начали развиваться социальная экология и социальн ...