История социально-педагогической поддержки детей-сирот в России
Страница 2

Статьи по социологии » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории России » История социально-педагогической поддержки детей-сирот в России

Вместе с тем правительство осознавало недостаточную приспособленность богоугодных заведений для воспитания малолетних детей. Поэтому МВД поручило общественным приказам не оставлять детей в богоугодных заведениях, а отправлять их в воспитательные дома. Однако концентрация воспитательных учреждений для детей-сирот в столичных городах привела к негативным последствиям, так как младенцы доставлялись из некоторых губерний целыми партиями совершенно истощенными и быстро умирали, и такая доставка получила характер преступного промысла.

В начале 1888 г. статс-секретарь Дурново, анализируя состояние призрения малолетних детей, отмечает, что «было время, когда приказы общественного призрения как местные правительственные органы благотворительности, проявляли старание помочь делу учреждения приемных покоев для приносимых младенцев, но деятельность этих учреждений никогда не получала правильной организации и наконец законом (ст. 542, 543 и 544 Устава общественного призрения) вовсе запрещено было открытие в губерниях воспитательных домов, по «дознанным», как сказано, крайним неудобствам, сопряженным с существованием оных». С 1891 г. стали открываться сельскохозяйственные приюты, в которых, наряду с религиозным воспитанием, приучали детей к огородничеству, садоводству, ремеслам и др.

А в 1898 г. по ходатайству Ведомства императрицы Марии Федоровны был отменен закон 1828 г., запрещающий открывать воспитательные дома в провинции. Эти обстоятельства способствовали уменьшению притока детей-подкидышей в столичные воспитательные дома, повысили инициативу местных благотворительных городских и земских организаций по призрению детей.

Новый этап в развитии учреждений для детей связан с деятельностью Попечительства о домах трудолюбия и работных домах Ведомства учреждений императрицы Марии и открытием в 90-х годах XIX века Ольгинских детских приютов трудолюбия. Основная цель этих учреждений, исходя из названия, – приучение к труду. Например, Шихазанский приют открыт «с целью воспитания сирот крестьян и сообщения им первоначальных знаний по сельскому хозяйству .». Цель этих учреждений обусловливала их организационные основы и характер воспитательно-образовательной работы. В детские приюты трудолюбия обычно принимались дети не моложе шести лет, которые могли обслуживать себя и выполнять трудовые обязанности.

Обнищание крестьянства в конце XIX – начале XX века, военные трудности в России привели к росту бесприютных и безнадзорных детей. Это побудило общественные благотворительные организации и земства дополнительно открыть несколько приютов для детей-сирот и детей обедневших родителей и поддержать работу уже действовавших.

Дети в приютах содержались скромно и просто. Их приучали соразмерно возрасту и силам к крестьянскому труду, преимущественно огородничеству и садоводству, несложным видам ремесел и рукоделия. Также, по возможности, дети вели всю домашнюю работу в приюте. Наряду с этим, большое внимание в приюте уделялось религиозно-нравственному воспитанию и физическому развитию призреваемых. Ребенку рано внушали религиозно-нравственную мораль и понятие о покорности и терпении, благодарности за приют. Этим целям во многом была подчинена вся воспитательная работа.

В летний период дети осваивали сельскохозяйственный труд по уходу за садом, огородом, обработке земельного участка. Детей приучали к опрятности, порядку, чистоте.

Несмотря на ограниченные воспитательные возможности детские приюты трудолюбия, как и монастырские приюты, решали жизненно-важные проблемы обездоленных детей: предоставляли им жилище, одежду и питание. Воспитание детей осуществлялось в процессе организации их жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 


Новое на сайте:

Социальная мобильность
Понятие социальной мобильности ввел в научный оборот П. Сорокин. Социальная мобильность — это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества. Чем мобильнее общество, чем легче перейти из одной стр ...

Патриархат. Моногамия
В бронзовом и железном веках с возникновением земледелия постепенно создаются условия, когда супружеская пара самостоятельно могла прокормить своих детей. Постепенно такая пара отходила от рода. Мужчина и женщина имеют общее хозяйство. Ст ...

Практические аспекты решения проблем сельской молодежи. Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан
Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущая действительность. Молодежь, составляющая более трети населения республики, – это большая социальная группа, ...