Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи
Страница 1

Статьи по социологии » Особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики » Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи

Говоря о ценностных ориентациях молодежи, следует прежде всего выяснить, чем характеризуется понятие «молодежь» и в чем заключается ее специфика как социальной группы.

В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных по возрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности. И.С. Кон определял молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».

Как специфическая социально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а также особенностями социального становления и развития. В рамках особенностей молодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикам можно отнести физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям. Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности, места проживания и социального статуса молодого человека.

Н.Ф. Головатый выделяет следующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи в жизни общества:

· молодежь играет важную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственным источником пополнения трудовых ресурсов;

· молодежь – носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;

· молодежь способна гораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе развития общества также имеет свою специфику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек является объектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Теперь обратимся к понятиям «ценность» и «ценностные ориентации» и рассмотрим специфику ценностных ориентаций молодежи.

П. Менцер дает следующее определение понятию ценности: «Ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением». Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Процедура оценивания какого-либо объекта, явления или процесса осуществляется на основании определенных критериев и соответствующими способами, зафиксированными в общественном сознании и культуре.

Ценности всегда субъективны, т.е. то, что является ценностью для одного человека, не является таковой для другого.

С формальной точки зрения, ценности можно разделять на позитивные и негативные, абсолютные и относительные. В зависимости от содержания можно рассматривать ценности вечные, логические и эстетические. Экономические ценности как особый вид ценностей подразумевают значимость материальных благ или таких альтернатив, выбор которых приведет к максимальной выгоде.

В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре типа ценностных систем:

· смысложизненная система объединяет ценности человеческой жизни, определяет цели человеческого бытия, ценности красоты, добра, свободы, т.е. все общечеловеческие ценности;

· витальную систему составляют ценности сохранения и поддержания повседневной жизни: ценности здоровья, безопасности, комфорта;

· интеракционистская система включает в себя ценности межличностного и группового общения: хорошие отношения, совесть, честность, взаимопомощь;

· в социализационную систему входят ценности, определяющие процесс формирования личности.

Б.А. Барабанщиков выделяет три уровня организации основных видов ценностей:

· абстрактные ценности, наиболее обобщенные; к ним относятся духовные, социальные и материальные ценности;

· ценности, проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность и др.;

· а также способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств.

Личностные ценности отражаются в сознании каждого отдельного человека в форме ценностных ориентаций, обеспечивающих устойчивость личности.

Ценностные ориентации (или предпочтения) представляют собой определенную совокупность ценностей, иерархически связанных между собой; эта совокупность задает человеку направленность его жизнедеятельности. «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного».

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Трудовые и добровольческие ресурсы некоммерческого сектора
В последние годы масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов свидетельствуют об устойчивом росте числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности. И это понятно. Благотворительная ...

Особенности поведения мужчин и женщин
Биологические роли самцов и самок существенно различны. Выше уже отмечалась меньшая жизнеспособность самцов в частности из-за более рискованного поведения. Очевидно, различия в поведении этим не исчерпываются, и определённо должны соответ ...

Частные принципы социального управления
Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в ...