Анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики
Страница 2

Статьи по социологии » Особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики » Анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики

Однако подобная позитивная, несмотря на все оговорки, оценка реформ не соответствует признанию большей части молодых людей ценностей экономического либерализма. Как и у основной части населения, в сознании молодежи еще сохранилась устойчивость государственно-патерналистских установок, т.е. установок на покровительственный характер деятельности государства. За полное восстановление советской модели экономики высказались всего 6% опрошенных. Зато за «сохранение системы государственного управления с допущением некоторых возможностей для частного предпринимательства» выступили уже около четверти опрошенных молодых людей – 23%. Вариант, предполагающий «равные возможности для государственного управления и для развития частного предпринимательства», был выбран относительным большинством опрошенных (39%). Причем среди молодых людей, поддержавших данную позицию, – большинство предпринимателей (56%) и относительное большинство молодых специалистов (45%). Вариант «частичного сохранения регулирования экономики, при обеспечении полноценного развития частного предпринимательства» был принят примерно пятой частью опрошенных, среди которых преобладали самые образованные и высокостатусные респонденты.

Кроме того отмечена следующая тенденция: установка на либеральный путь развития экономики наиболее выражена в семьях, основным кормильцем которых является предприниматель или руководитель; в семьях с кормильцем-рабочим или кормильцем-военнослужащим преобладает ориентация на государственно-патерналистскую установку.

Проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в экономике России. Старая система мотивации разрушена, благодаря переходу к рыночным отношениям, а новая до сих пор находится в стадии формирования. Также формируется новая система трудовых ценностей, в которой важную роль играют трудовые ценности молодежи как смены старшего поколения и главного источника трудовых ресурсов государства.

Рассматривая основные тенденции, стоит отметить, что из трудовых ценностей для молодежи наиболее актуальными являются материальные и статусные ценности. Если рассматривать иерархию значимости компонентов трудовых ценностей, то у молодых людей на первом месте находится высокий заработок, на втором – гарантия стабильной занятости и только на третьем месте – интересная, творческая работа. Одной из основных особенностей трудовых ориентаций молодежи является стремление к стабильности. Это объясняется тем, что проблема безработицы весьма актуальна среди молодежи, не обладающей достаточным опытом и конкурентоспособностью. С последней также связана ориентация молодых людей на карьерный и профессиональный рост.

Как уже отмечалось, в системе трудовых ценностей молодежи существуют свои противоречия. В сознании молодежи работа служит средством для заработки денег, и в то же время данное понятие почти не соотносится с трудом. Таким образом, среди главных жизненных ценностей молодежи далеко не последнее место занимает интересная работа, позволяющая проявить творческие способности и обеспечивающая приличный доход. Вместе с тем, труд как самоценность большой роли не играет. Причинами такого явления могут послужить следующие факторы:

· вместе с социально-культурными переменами изменились идеология и воспитание, потеряло актуальность трудовое воспитание, образ «героя труда» был заменен «идолами потребления» – все это привело к тому, что престижными стали такие профессии, которые не требуют особых умений и больших затрат труда и времени (поп-звезды, модные журналисты);

· в настоящее время в сознании молодежи отсутствует четкая связь между трудом и зарабатыванием денег: еще в советское время эта связь была ослаблена уравнительным распределением доходов, а сейчас примерами для молодежи служат ситуации, в которых одни зарабатывают огромные деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, полноценно работая, получают несоразмерно малую зарплату.

Образование занимает не последнее место в системе экономических ценностных ориентаций молодежи. Хотя лишь половина молодых людей оценивают его как условие достижения успеха и материального благополучия. Образование, в целом, рассматривается как средство для повышения своего положения на рынке труда, а не как способ приобретения знаний. Данную установку можно объяснить следующим явлением. Система образования сегодня направлена в большей степени на самостоятельное обучение, т.е. какую-то часть информации учащийся должен искать самостоятельно. Этому способствуют современные информационные средства коммуникации. Вместе с тем огромное количество хрестоматийного материала, а также готовых концептов учащиеся различных учебных заведений могут найти в глобальной сети Интернет. Таким образом, современная молодежь в своем большинстве игнорирует использование первичных источников, предпочитая им сокращенные версии в сомнительных интерпретациях. Основной целью преобладающей части молодых людей является получение диплома минимальными усилиями.

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте: