Формирование системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики
Страница 2

Статьи по социологии » Особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики » Формирование системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики

Проблема национальной идеи и идеологии стоит перед Россией уже не первый год. По этому поводу ведется огромное количество дискуссий, имеется множество предложенных вариантов решения проблемы. Так почему же ни одна из предложенных идеологий не прижилась к современному российскому обществу? Можно выявить две причины, объясняющие данную ситуацию:

· во-первых, большинство предложенных вариантов отражают узкие политические цели и интересы;

· во-вторых, многие воззрения характеризуются бессистемностью; т.е. в их основе лежат лишь несколько компонентов или такие целевые установки, которые отражают преходящие задачи.

Определяя идеологию и национальную идею России, необходимо основываться на специфических особенностях страны, ее роли в мировой истории.

Согласно цивилизационному подходу, существует два основных вектора развития цивилизаций: восточный тип циклического развития и западный прогрессивный тип. До сих пор обсуждается вопрос об отнесении России к одному из этих типов. Однако все попытки отнесения ее к Востоку или Западу заканчивались провалом.

Имеет место точка зрения о Российской цивилизации, как локальной, периферийной, несистемообразующей цивилизации. Но мировая история подтверждает, что специфика таких цивилизаций, находящихся на территории взаимодействия Запада и Востока, порождает системные сообщества интегративного характера. Вначале подобные сообщества были неустойчивыми, но со временем обретали стабильность. К таким цивилизациям относят Эллинистические государства и Византию.

Согласно Б.Е. Андюсеву, российская цивилизация обладает рядом специфических отличительных признаков:

· обширность территорий и полиэтничность;

· высокая степень централизации государственной власти и государственного регулирования экономических, межэтнических и социальных отношений;

· взаимодействие и интеграция культур и религий;

· особая роль духовно-религиозного компонента;

· сосуществование государственного и традиционного (обычного) права и правовой выбор личности.

Поэтому особенно важным является значение российской цивилизации как цивилизации, основывающейся на опыте интеграции двух полюсов.

Российская цивилизация представляет собой новый тип мировых цивилизаций. Это цивилизация интегративная, традиционно-прогрессивная. Она имеет устойчивое традиционно-консервативное ядро. Но для нее характерно наличие широкого и гибкого защитного пространства культуры, открытого внешним новациям.

Б.Е. Андюсев утверждает, что «в центре российской модели миропорядка стоят: полиэтничность, поликонфессиональность, опыт интеграции цивилизационных полюсов на обширном социо-географическом лимитрофе, взаимосогласие и ведущие добровольные формы политической соорганизации этносов и общественных элит».

Он предлагает рассматривать российскую цивилизацию контексте понимания ее в качестве национальной идеи. По мнению Б.Е. Андюсева, структура модели российской цивилизации содержит пять компонентов. Центральный компонент, который является выражением поликомпонентного ядра российской цивилизации – это традиционная полиэтническая духовность и культура. Другими словами, это комплекс систем ценностей, духовно-религиозных воззрений и верований, обрядов, менталитета и стереотипов поведения, языка, достижений культуры представителей всех этносов, религиозно-культурных конфессий и общественных групп Российской Федерации.

Остальные четыре компонента условия баланса ценностей, баланса прогресса и традиций, их сохранения и развития. К ним Б.Е. Андюсев относит державность, гражданственность, соборность и патриотизм.

Для России упадок государственности всегда заканчивался хаосом и смутой. Отказ от сильного государства вел к обесцениванию жизни человека и трагедии личности. Державность – это форма взаимосогласования интересов центра и регионов, взаимной ответственности власти и личности. Державность предполагает сильную властную вертикаль с правовым обеспечением функций ее ветвей; обеспечение баланса достоинства личности и достоинства власти.

Гражданственность и правовое общество служат своеобразной системой противовеса державности, гарантии сдерживания тенденции перерождения демократии в деспотию. Формирование гражданского общества должно осуществляться не на основе безоглядной «вестернизации», а с учетом исторических особенностей правовой культуры всех народов Российской Федерации. Важно заметить, что в России высшей оценкой была нравственная оценка власти, а отношение к закону зависело всегда от степени уважения к власти.

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Технология совершенствования кадрового состава ОДП ст. Вешенской. Количественный и качественный анализ кадрового обеспечения ОДП
Отделение дневного пребывания является полустационарным структурным подразделением Центра социального обслуживания Щолоховского района Ростовской области и предназначается для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания гра ...

Теоретический анализ удовлетворенности семейно-брачных отношений. Исторический аспект семьи и брака в обществе
Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [12; 23] (Акопян Л.А.) Брак - это свободный равноправный союз мужчины ...

Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных.
Согласно Российскому законодательству, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель ...