Другие типы конфликтов

Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям.

1. По сферам жизнедеятельности людей:

1) бытовые;

2) семейные;

3) трудовые;

4) воинские;

5) учебно-педагогические и др.

2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

1) ресурсные;

2) статусно-ролевые;

3) социокультурные;

4) идеологические и др.

3. По направленности воздействия и распределения полномочий:

1) конфликты "по вертикали" (начальник - подчиненный, вышестоящая организация - нижестоящая организация);

2) конфликты "по горизонтали" (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Помимо этого, различают также конфликты:

1) явные и латентные;

2) конструктивные и деструктивные;

3) кратковременные и длительные;

4) реалистические и нереалистические;

5) локальные, региональные и международные и т.д.

Типологизация - еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

Типологизация - способ выявления сходства и различия множества социальных объектов, поиск критериев их классификации.


Новое на сайте:

Репродуктивная функция семьи и воспроизводство населения
Большинство отечественных исследователей отмечают, что простым и достаточным индикатором эффективности выполнения институтом семьи репродуктивной функции является среднее число детей в семьях в соотношении с показателем детности, необходи ...

Задачи изучения качества жизни
Важнейшая задача статистики качества жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и разл ...

Факторы взаимодействия человека и окружающих
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. По словам О.С. Виханского и А.И. Наумова, этот обоюдный процесс может быть болезненным для сторон. И возникновение напряжени ...