Массовая и элитарная культура
Страница 1

Во внутренней организации культуры существуют также структурные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную культуры. Высокая культура- изящное искусство, классическая музыка и литература- создавалась и воспринималась элитой. С превращением народной культуры в поп-культуру высокая культура трансформировалась в элитарную, основная задача которой сводится к сохранению творческого начала и пафоса. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) народная культура трансформировалась в массовую культуру (поп-культуру). Культура становится «массовой», когда её продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Массовая культура превращается в отрасль экономики. Через единый механизм моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды до типа хобби и музыкальных вкусов, от выбора идеологии до форм сексуальных отношений. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления. В работах западных философов и социологов данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, потому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обязательным атрибутом современного общества, является неотъемлемой частью массовой культуры. В настоящее время массовая культура замахнулась на культурную колонизацию всего мира. Механизм распространения поп-культуры напрямую связан с рынком. Её продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого и оно оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Временем рождения поп-культуры можно считать 1870г, когда в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. Всем стал доступен главный вид художественного творчества XIX века - роман. Вторая веха-1895г. В этот год был изобретён кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха - лёгкая музыка (начало XX века), распространяемая с помощью граммофонов и магнитофонов. Далее - телевидение и персональные компьютеры. Благодаря научно-техническому прогрессу и постоянному обновлению средств массовой коммуникации, появилось качественно новая массовая культура. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Собственно сама культура становится продуктом производства. Ещё более произошло деление между высокой и массовой культурой. С развитием полиграфической промышленности, стремлением людей к получению популярной информации широко распространилась «бульварная» и «жёлтая» пресса, освещающая быт высших классов, недосягаемый, но желанный для широкого круга обывателей. Массовая культура имеет огромный смысловой диапазон - от примитивного китча(комикс, мелодрама, эстрадный шлягер) до сложных содержательно насыщенных форм. Культуру второй половины XX века принято называть постмодернизмом. Для культуры постмодернизма характерно развенчивание какого бы то ни было поклонения каким бы то ни было кумирам. Мир перестаёт восприниматься как результат творения Бога, человек отлучается от стремления и необходимости служить высшим целям и посвящать свою жизнь поискам истины. Вместо ищущего добро и красоту человека приходит индивид, ни к чему не стремящийся, не ищущий, без высшей цели и предназначения, со случайной судьбой. Центральной фигурой выступает молодой горожанин-профессионал. Создаётся идеал преуспевающего человека, достигшего быстрого финансового успеха, подчинённого моде, а не высоким принципам. В искусстве постмодернизма делается попытка связать элементы элитарной и массовой культуры в новый тип культуры второго тысячелетия.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Основания возникновения родительских прав и обязанностей.
С появлением ребенка у мужчины и женщины появляется нравственный долг отца и матери, даже если родители не живут вместе, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь. С правовой точки зрения рождение ребенка есть фа ...

Коэффициент Джини — коэффициент концентрации доходов
Коэффициент Джини, как и коэффициент Лоренца, используется для характеристики концентрации доходов населения. Коэффициент Джини — это сравнение площади, которая находится между диагональю прямоугольника, т. е. линией равномерного распреде ...

Ценностные основания стиля жизни современной российской бизнес-элиты
Материальное положение Материальные позиции у представителей бизнес-элиты высокие по всем показаниям. Достаточно активно делают сбережения, хотя формы сбережений не отличаются разнообразием. Фактически в их руках сосредоточена основная м ...