Теософия Августина Блаженного
Видный и достаточно известный религиозный мыслитель Средневековья Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 гг.) в трудах "О граде божьем", "Земной град" и др. противопоставляет государству мистически понимаемый "Божий град" - церковь, рассматривает человека как посредника между вечным царством духа и земным царством материи. Августин развивает теологическое понимание истории, подчеркивая, что исторические события зависят от божьего провидения, определяет жизнь общества как противопоставление двух противоположных царств - грешного (языческого) и божественного. Языческое царство воплощено в государственных учреждениях Римской империи, а божественное - в общине избранных, наделенных благодатью, то есть в церкви. Их борьба вела к окончательной победе церкви - к господству католической религии. Не отрицая светской власти, Августин, по существу, признавал приоритет над светской властью духовной власти и в такой форме освещал государственную власть. Не считая рабство божественным созданием, Августин, однако, призывал терпеть его, как и бедность, проповедовал аскетизм и веру в загробное блаженство. Социологический интерес представляет попытка в христианской литературе создать общесоциологическую концепцию философии истории, опирающуюся на принцип развития человечества на религиозных убеждениях, на понимании, что все от Бога - власть, государство и т.п. Разумный человек стремится к Богу, к духовному началу. Бог все знает наперед, руководит поступками и помыслами людей, всей их жизнью. Только Богу известно, кто достигнет спасения, кто будет нести наказание, божью кару. И человек, затиснутый в тяжелые тиски социальной жизни, обращается к религии, к Богу, ища именно в них защиту от всех бед и горестей. Самые благочестивые поступки и помыслы человека не могут изменить предназначенную ему судьбу. Такой фатализм порождал противоречие между пониманием свободы и свободы воли (богом предоставленную свободу выбора наилучшего - божественной благодати) и вызывал критику даже церковников, потому что не давал возможности попасть в царство небесное - Божье царство - даже проповедникам. Моделью всемирной истории Августина стала Библия. Главные этапы развития общества Августин уподобляет возрастным периодам человека. В истории человека Августин выделяет шесть периодов, символизирующих шесть дней творения Богом мира: первый - младенчество - от Адама и Евы до потопа; второй - детство - от потопа до Авраама; третий - от Авраама до Давида; четвертый - юность - от Давида до вавилонского плена, когда в 597 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и переселил в Вавилон всех иудеев, кроме бедноты; пятый - зрелость - от вавилонского плена до рождения Иисуса Христа, шестой - старость - от пришествия Иисуса Христа, возникновения христианства и до страшного суда, который нельзя предвидеть. Модель теократического государства, созданная Августином, предполагает абсолютное подчинение светской власти авторитету церкви.
Новое на сайте:
Видовое единство человечества
Несмотря на неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собой разные виды и даже разные роды, все же подавляющее большинство исследователей определяет человечество как единый вид.
Видовое единство человечества може ...
Роль интуиции в социальном предвидении.
Социальное предвидение — это форма опережающего отражения действительности, направленная на определение общественных явлений, которые относятся к будущему или к неизвестным на данный момент его состояниям, но поддается выявлению и практич ...
Теория конфликта
Сторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различных традициях. Прив ...