Заключение

Каждый человек, прежде чем стать взрослым, проходит через пубертатный период. Подростковый период довольно необычный возраст, потому что на данном этапе у ребенка-подростка формируется собственное мировоззрение. Переходный возраст имеет как свои достоинства, так и определенные недостатки, и довольно тяжело и индивидуально проходит у каждого человека. На жизненном пути еще незрелого человека встречаются проблемы, стрессовые ситуации, в которых подросток учится, приобретает жизненный опыт. Когда общаешься с подростками, приходится слышать одновременно взрослые и детские мысли, и это лишний раз подтверждает то, что четкой грани между взрослеющими подростками и практически взрослыми самостоятельными юношами нет. Взрослые, вспоминая подростничество, понимают, почему поступали всегда по-своему, а не так как твердили окружающие, хотя и знали, что старшие люди мудрее и опытнее в подобных вопросах. На фоне всего происходящего подросток становится напряженным в эмоциональном плане, тревожным. Поэтому в данный период тревожность способна закрепиться как личностная черта подростка. Чтобы справиться с эмоциональными проблемами, подросток использует как неосознанные защитные механизмы, так и осознанные копинг-стратегии. Выбор в первую очередь ложится на плечи самого подростка и зависит от многих факторов, будь то темперамент, характер и другие личные качества, в том числе и тревожность.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы изучали специфические особенности совладающего поведения трех групп подростков – с низким, средним и высоким уровнем тревожности.

Изначально мы предполагали, что тревожность и совладающее поведение связаны следующим образом, уровень тревожности влияет на особенности проявления совладающего поведения у подростков. С ростом тревожности подростки в большей степени ориентированы на избегание стрессовых ситуаций и уход от разрешения проблем, а на социальную поддержку. Высокотревожные подростки чаще используют неэффективные копинг-стратегии.

А в результате проведенного нами эмпирического исследования, оказалось, что высокотревожные подростки больше ориентированы на избегание и уход от разрешения проблем как стратегии преодоления стресса; для высокотревожных подростков характерно недостаточное использование продуктивных (эффективных) стратегий преодоления стресса. Однако у среднетревожных подростков ориентация на социальную поддержку действительно выше, чем у низкотревожных; но у высокотревожных подростков показатели ориентации на социальную поддержку снижаются, но они заметно выше, чем у низкотревожных.

На основе полученных результатов мы сформулировали ряд выводов (высокотревожные подростки в большинстве случаев используют избегание и уход от решения проблем как стратегии преодоления стресса; подростки с высокой тревожностью заметно меньше ориентированы на поддержку семьи, друзей и значимых других; чем выше тревожность подростка, тем больше он использует непродуктивные копинги).

А также рекомендаций (необходимо учитывать особенности подростковой тревожности и особенности совладающего поведения подростков, в том числе и с разным уровнем тревожности; для выявления особенностей совладающего поведения и уровня тревожности следует использовать проверенный диагностический инструментарий; при организации любой работы с подростками необходимо уделять внимание обучению их стратегиям совладающего поведения; всех подростков следует обучать использованию продуктивных когнитивных и поведенческих стратегий преодоления стресса; следует развивать у них умения обращаться за социальной поддержкой, а также способам эффективного разрешения проблем и приемам эмоциональной саморегуляции), которые могут быть полезными для людей, работающих с подростками.


Новое на сайте: