Оценка мотивации налогоплательщика

Проведено исследование, посвященное изучению мотивации налогоплательщика в современной России. Выявлены факторы, важные для формирования стратегии налогового поведения студенческой молодежи.

Проблема мотивации налогоплательщика в современной России заслуживает особого внимания. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет немалую часть российского бюджета, но бюджет регулярно недополучает значительную часть официально причитающейся ему суммы.

К теме налогообложения в ее различных аспектах обращались многие исследователи. Так, А.Е. Шеншин пишет об уклонении налогоплательщиков от уплаты налогов в контексте расширяющейся «теневизации» экономики. В.И. Верховин и В.И. Зубков рассматривают уклонение от уплаты налогов, как один из типов экономического поведения, с позиций принципа максимизации, проблемы рационального выбора, а также социокультурных и институциональных факторов. М. Леруа исследует вопросы социальной справедливости налогообложения и более подробно останавливается на мотивах, побуждающих граждан скрывать доходы.

В настоящем исследовании предпринята попытка взглянуть на указанную в заголовке проблему с позиций «начинающих» и будущих налогоплательщиков, т.е. с точки зрения современной молодежи. Молодежь в данном исследовании представлена студентами МГУ им. М.В. Ломоносова. Выяснение позиции молодых людей по отношению к проблеме уклонения от налогов, наряду с анализом используемой ими аргументации, может способствовать выявлению факторов, влияющих на формирование линии налогового поведения молодежи. Это поможет найти оптимальные пути выхода из проблемной ситуации. Своевременно предприняв необходимые меры, государство сформирует в будущем широкий слой лояльных к налоговой политике граждан.

В ходе исследования методом анкетирования было опрошено 252 респондента; основу выборки составили студенты 1-6 курсов МГУ им. М.В. Ломоносова. В анкету вошли вопросы, направленные на выяснение мнения молодежи о налоговом поведении российских налогоплательщиков, о качестве проводимой государством социальной политики, о степени доверия государству и др. Кроме того, мы включили вопросы, нацеленные на выявление ценностной ориентации респондентов. В частности, молодым людям было предложено расположить четыре ценностные категории - гражданский долг, благосостояние, рациональность и справедливость, - в порядке убывания их субъективной значимости. Мы проанализировали ответы четырех групп респондентов (выделенных по признаку преобладающей ценности) на другие вопросы и получили интересные, на наш взгляд, результаты.

Показатели респондентов, руководствующихся в первую очередь гражданским долгом, в среднем в 2-2,5 раза выше. «Гражданский долг» как наиболее важную из предложенных ценностных категорий отметили лишь 10% всех респондентов; половина опрашиваемых «отодвинула» его на последнее место. В рамках этой 10%-й группы 1/2 считает неэффективной социальную политику государства (по всем четырем группам вместе взятым этот показатель достигает 70%). Среди всех опрошенных студентов только 16% считают суммы уплачиваемого налога и получаемых от государства благ соизмеримыми.

Уклонение от уплаты налога всегда есть проявление стремления к экономической выгоде; так считает 51% опрошенных. Еще 10% отметили, что получение выгоды является мотивом уклонения не более чем в половине случаев. Респонденты указали, что в большинстве случаев это способ протеста против налоговой политики государства в целом либо против иных действий государства (38%), а также солидарность с другими уклоняющимися от уплаты гражданами (1/5 опрошенных). Среди факторов, влияющих на сокрытие доходов гражданами, лидирующее место занимают непрозрачность использования бюджетных средств государством и низкий относительно налоговой ставки доход (52% и 49% голосов соответственно).

Данное исследование показало, что немаловажным фактором, определяющим налоговое поведение, являются ценностные предпочтения. Между группами респондентов, выбравших как главную ценностную категорию соответственно «гражданский долг» и «благосостояние», обнаружено значительное расхождение в ответах на ряд вопросов. Между ними с достаточно небольшим разбросом мнений идут «справедливость» и «рациональность», что, возможно, может служить индикатором недостаточного разграничения этих двух понятий.


Новое на сайте:

Одиночество пожилых людей как социальная проблема
На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 23%. В США ...

Стратегическое планирование при разработке социальных программ
Кратко рассмотрим эффективность социальных программ при их стратегическом планировании. Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема». Социальная пр ...

Анализ результатов исследования
1. Социальный портрет выборки. Характеристика выборки Распределительный характер пол Муж. 14 (47%) Жен. 16 (53%) возраст От 8до10 -4чел. От11до13 -7чел. От14до15 -3чел. От16до17 -0чел. От8до10 -5чел. От11д ...