Особенности отношения к деньгам людей с различным уровнем

Статьи по социологии » Отношение к деньгам при наличии проблем с трудоустройством » Особенности отношения к деньгам людей с различным уровнем

личностной зрелости

Согласно современным концепциям постиндустриального общества (В.Л. Иноземцев) преодоление экономических ограничений социума возможно не через трансформацию социальных структур, а вследствие духовной и интеллектуальной эволюции людей, личностного роста. Однако исследований взаимосвязи личностного роста и отношения к деньгам не проводилось.

Отношение к деньгам взаимосвязано с потребительским поведением и часто его определяет. Личностная зрелость как один из критериев типологизации потребителей широко используется за рубежом в маркетинге стилей жизни (Дж.Ф. Энджел и др.), является одним из критериев социальной стратификации.

Ряд отечественных и зарубежных психологов обращают внимание на то, что отношение к деньгам изменяется по мере развития личности и самоактуализации (А.А. Капустин, B. Poduska). В результате анализа опубликованных за последние двадцать пять лет работ сведений об эмпирической проверке таких предположений не обнаружено. Мы считаем, что понимание сущности отношения людей к деньгам получит свое развитие за счет сравнительного анализа отношений к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости.

Теоретической основой исследования стали базовые положения психологической концепции В.Н. Мясищева об отношении и диспозиционной концепции В.А. Ядова применительно к изучению психологических особенностей монетарных отношений, а также теории личностного развития (А. Маслоу, Л.И. Анцыферова).

Для решения поставленных задач использовались психодиагностические методики (тесты и опросники) и стандартизированное интервью, позволяющие зафиксировать следующие группы параметров объекта:

1. уровень ценности денег в сравнении с уровнем других ценностей и уровень монетарной потребности (опросник “здорового отношения к деньгам”);

2. характеристики монетарных социальных установок: тип установки, степень следования (структурированное интервью, авторская анкета).

3. уровень личностной зрелости, оцениваемый по шкалам Самоактуализационного теста (САТ).

Заключительным этапом исследования стал статистический анализ полученных данных, их сравнение и соотнесение между собой с целью выявить отличия в отношениях к деньгам в группе личностно зрелых людей.

Проведенное нами исследование позволило нам сформулировать новый подход к понятию “монетарные отношения”. В соответствии с ним эти отношения рассматриваются как компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избирательный подход к деньгам как объекту действительности и представляющий собой интериоризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической социокультурной ситуации. Монетарные отношения личности отличаются относительной устойчивостью и обобщенностью, характеризуют жизненную позицию человека относительно денег, содержат в себе систему более частных монетарных отношений. Мы выделили два основных компонента установок по отношению к деньгам: аффективный (связывающий деньги с различными эмоциями: тревога, стыд, вина, возбуждение и т.д.) и мотивационно-волевой компонент (связь денег с достижениями, уважением, доходом, манипулированием людьми и т.д.). Исследование показало, что существуют отличительные особенности в отношении к деньгам у людей, имеющих высокий уровень личностной зрелости. Эти особенности проявляются на уровне ценностей, потребностей и степени их удовлетворения, социальных установках, переживаниях, связанных с деньгами, мотивах использования денег. Как показало исследование, у личностно зрелых людей ниже ценность денег и выше уровень монетарной удовлетворенности. У них формируется более рациональное и осознанное отношение к деньгам, которые воспринимаются как средство, и не происходит их фетишизации, преобладание установок на рациональное потребительское поведение.


Новое на сайте:

Роль личности в развитии благотворительности. Благотворители XIX начала XX вв.
Курган в ХIХ в. был одним из крупнейших городов Тобольской губернии. В 1860 г. здесь было 77 занесенных в гильдию купцов. Г. Шадринск по количеству купцов I-й гильдии считался вторым городом в Пермской губернии. В областном краеведческом ...

Обработка результатов
Возраст опрошенных людей колебался от 15 до 60 лет. На вопрос «Как часто Вы употребляете спиртные напитки?» опрошенные отвечали: рез в месяц и реже – 5 человек; раз в неделю – 7 человек, несколько раз в неделю – 5 человек, каждый день – ...

Интернет + Молодежь =?
ИНТЕРНЕТ (Internet — inter + net — объединение сетей) — всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения н ...