Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности.
Страница 1

Статьи по социологии » Молодежь - концептуализация понятия » Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности.

К тре­тьему тысячелетию в мире сложились определенные системы гуманистиче­ских ценностей, перед выбором которых стоит молодежь XXI века. Каждая из них базируется на определенной системе философских, научных и вненаучных (религиозных и астрологических, оккультных) знаний. Немецкий философ Г. Фихте говорил: «какую философию мы выбираем, зависит от того, какие мы люди». Вместе с этим, Достоевский отмечал, что какова философия, таков человек; какова идея человека, таков этот человек и в жизни своей, и в делах сво­их, и в своем умозрении, своем самосознании. Действительно, философия прагматизма ориентирует человека на достижение успеха любой ценой; рели­гиозная философия — на зависимость и подчиненность человека божествен­ному Провидению.

В условиях плюрализма ведущих философских школ и направлений выде­ляются следующие мировые системы гуманистических ценностей:

• Религиозно-прагматическая (западная) основана на приоритете челове­ка над миром, антропоцентризме, свободном индивидуализме, самоутверж­дении, самореализации любой ценой, сильной воли к власти. Вспомним Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!». Система складывалась под духовным влиянием кальвинизма, протестан­тизма при опоре на длительную средневековую тренировку западноевропей­ского интеллекта, приучающую его к порядку через схоластическую логику и схоластическую теологию.

• Религиозно-мистическая (восточная) основана на аскетизме, приорите­те мира над человеком, отказе от собственного «Я» и осознании «Я» лишь в слия­нии с Абсолютом. Ее становление и развитие происходит под воздействием преимущественно восточных мистических и религиозных вероучений (дао­сизм, конфуцианство, буддизм, зороастризм, кришнаизм и др.).

• Материалистически-атеистическая (социалистическая, коммунистиче­ская) основана на всестороннем и гармоническом развитии личности как со­вокупности социалистических (коммунистических) общественных отношений. Наиболее полно эта система гуманистических ценностей была выражена в «Моральном кодексе строителя коммунизма».

• Система общечеловеческих гуманистических ценностей основана на субъектоцентризме, на паритете между человеком и миром и общепризнан­ных в истории человечества ценностях жизни и деятельности людей. Следует признать: система эта теоретически и практически еще не отработана. Тем не менее, она составляет основу субъективных ценностей цивилизации XXI века, где первичным фактором производства и бытия Человека являются Знание, Опыт, Труд, Вера и Нравственность.

Однако, отмечал А. Лосев, вышеназванные системы ценностей предстают как всеобщие тенденции и определяют культуру эпохи как предельную общ­ность всех основных слоев исторического процесса. Но культура человечества многообразна, имеет множество центров в социуме и множество ценностных оснований. Последние могут быть и региональными, и национальными, и клас­совыми, и групповыми, и индивидуальными.

Ценностные основания молодежи зависят и от характера той или иной суб­культуры. Молодежь имеет возможность и право выбора на историческом «рын­ке ценностей», выбора той системы, которая соответствует ее потребностям, интересам и целям жизни. Главное, чтобы общество, государство, семья обес­печили свободу этого выбора. В российской духовной традиции свобода есть способность и возможность индивида максимально реализовать свою приро­ду, свою сущность.

Через свободу человек творит себя и свое отношение к миру. Творение ду­ховности в свободе — важнейшее условие созидания человеком себя, своего «Я». У философа И. Ильина мысль эта выражена отчетливо: «Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких пре­пятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность создать свой труд на материале своих страстей и своих талантов».

Наука и религия едины в подходе к пониманию духовности: ее основу со­ставляет нравственность. Все богатство духовной жизни выводится из обще­человеческой нравственности, высшими категориями которой являются Бла­го, Любовь, Долг, Честь, Добро, Свобода, Совесть. Набор общечеловеческих нравственных ценностей, моральных норм, составляющих основу духовности, может быть продолжен. Но духовно богатым может быть лишь высоконрав­ственный человек. Если индивид исповедует такие антиценности, как ложь, зло, несправедливость, эгоизм, равнодушие, насилие, ненависть, хамство, жесто­кость, алкоголизм, наркоманию — такой человек бездуховен. К сожалению, очень часто сам человек это не понимает и не осознает.

Духовность издревле понимается как единство истины, добра и красоты. Высшими продуктами духовности, начиная с Г. Гегеля, признаются искусство, религия, наука и философия. Искусство при этом коррелируется с красотой, религия — с добром, философия и наука — с истиной. Когда в современной России поднимается вопрос о путях формирования духовности молодежи, то это означает, что вся система обучения и воспитания подрастающего поколе­ния должна не только давать определенную сумму научных знаний (истина), но и обязательно приобщать молодежь к добру и красоте, без которых подлинная Духовность не состоится.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения
Выделим причины конфликта между молодежью и старшим поколением. Как правило, таких причин несколько, они могут накапливаться годами, зависеть от особенностей личности членов семьи или от специфики семьи и даже ситуации в обществе. Наприме ...

Этапы расообразования
Первый этап расообразования: выделение первичных очагов и формирование основных расовых стволов – западного (объединяющего европеидов, негроидов и австралоидов) и восточного (объединяющего азиатских монголоидов и американоидов). Первичные ...

Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства в современной России
Спонсорство - это один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиций. Это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Известный английский специалист по PR Сэм Блэк даже считал, что « ...