Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности.
Страница 2

Статьи по социологии » Молодежь - концептуализация понятия » Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности.

Духовное состояние личности является основой жизненной позиции моло­дого человека. Позиция — это устойчивая, внутренне мотивированная, целе­направленная духовно-практическая система отношений личности к окружа­ющему предметному и социальному миру, к самой себе, обусловленная образом, способом ее жизнедеятельности и совокупностью социальных цен­ностей макро- и микросреды в данное время.

Взяв в качестве критериев классификации общественную и личностную направленность деятельности и различные стороны духовной жизни человека, отражающиеся в его состояниях духа, есть основания определить следующие разновидности духовного состояния личности: активная гражданская жизнен­ная позиция, социальное равнодушие, эгоистический активизм и основные превращенные формы как социальные разновидности духовного состояния личности («этизм» и «эстетизм», «молитвенное состояние», «теоретизм» и «праксизм», «традиционализм» и «новизм» и др.). Они определяют конкрет­ную социальную значимость жизненной позиции. Личностная же ее значимость реализуется посредством формирования смысложизненных состояний счас­тья, смерти и бессмертия.

Духовные состояния молодежи маргинальны. Они ситуативны, ибо детер­минируются не социальными, базовыми, а психологическими установками, а также не сформировавшейся системой ценностей. Зачастую ду­ховные состояния молодых людей имеют «превращенную форму». В ней ду­ховное как бы абстрагируется от многосторонности предметной направленно­сти духовной жизни личности. Личность отчуждается от социальных смыслов и значений своей деятельности. Превращенные формы духовного состояния переводят духовную жизнь и деятельность личности в воображаемый, ил­люзорный, символический план. Детерминированные таким состоянием духа общение и деятельность молодых людей обращаются в квазиобщение и квазидеятельность.

В современной России две трети молодежи не включают духовность в чис­ло качеств, которые нужны молодому человеку в условиях рынка. Одновременно треть молодых людей озабочена тем, как самим противостоять бездуховности со стороны окружающей действительности, других людей. На шкале ценно­стей резко снизилось значение человеческой жизни. Примерно 6-10 % молодежи допускают реальную возможность убить другого человека при условии, что им хорошо заплатят. Почти для 50% юношей и девушек является допустимым применение насилия против другой личности для «доказатель­ства своей правоты или достижения своих целей», в редком случае — с целью самообороны (к сожалению, СМИ часто дают информацию о низких расценках на убийство, которое заказывают киллерам; в таком ракурсе становится более понятной позиция молодежи в отношении собственной безопасности как од­ной из важных жизненных ценностей и допустимость применения насилия к другим людям). Лишь 2-4 % юношей и девушек, по их мнению, нико­гда, ни при каких обстоятельствах не проявят агрессивных чувств по отноше­нию к окружающим. Среди факторов и причин экстремистских настроений можно выделить чувство униженности, отчужденности, ущемленности (либо наоборот — превосходства). Следует констатировать: в системе современно­го воспитания молодого поколения преобладают типы конфликтных моделей поведения.

Этому способствует и иррационализация сознания молодежи. Перестрой­ка и последующий системный кризис внесли заметные изменения в ценность религии для подрастающего поколения. Для большинства молодых людей православная церковь воспринимается социальным институтом, которому принадлежит важная роль в возрождении России, достижении национального согласия. Отмечается тенденция увеличения числа верующих среди юношей и девушек. В то же время активно верующих (регулярно посещающих культо­вые учреждения, соблюдающих посты, следующих религиозным заветам) не более 10% (такие же данные были получены ИСЭП еще в 1983 г). Глубинных, коренных (психологических) изменений в сознании молодежи по отношению к богу, религии в целом не произошло. Одновременно юноши и девушки все чаще посещают разного рода прозападные и провосточные религиозные со­общества (секты), часть из которых не имеют юридического лица и устава. Чис­ло суеверной молодежи с каждым годом увеличивается. Характерной (для бо­лее 60% юношей и девушек) стала вера в астрологию, присутствие на Земле инопланетян, полтергейста и т. д. Рост интереса к религии, христианству, церк­ви в духовном мире подростков и молодежи сопровождается усилением пред­расположенности к мистике, суевериям, астрологии. Эти феномены в реаль­ной российской действительности тесно связаны между собой, отражая противоречивость молодежного сознания, ведут к уходу молодежи из реаль­ности и снижению ее социальной активности.

Не менее разнообразны современные социокультурные ориентации мо­лодежи.

На традиции русской национальной культуры в 1999 г. ориентированы 35-40 % юношей и девушек (данные НИИКСИ СПбГУ}. На восточную куль­туру — 4%, на западную — 20 %. Остальные предпочитают «взаимо­связь» культурных традиций (евразийский вариант). Это можно было бы рассматривать как положительное явление, если бы не было тесно связано с гражданской позицией, гражданственностью молодежи. В настоящее вре­мя, как показали исследования, считают себя гражданами России 65-70% юно­шей и девушек; ответ «нет» выбрали 10-14%, оставшиеся не дали конкретного ответа. В «счастливую звезду» России верят 40% молодых людей (треть не ве­рит). На вопрос: «Имеет ли смысл возродить СССР, но на новой основе?» — более трети молодых людей отвечают положительно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Современная семья как объект исследования
Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи. А.Г.Харчев о ...

Семья в России. Древнерусская семья
Отличительной чертой традиционной русской семьи являлось проживание неразделёнными многопоколенными семьями. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. В дореволюционной России преобладало сельское население, быт и семья были п ...

Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения
Выделим причины конфликта между молодежью и старшим поколением. Как правило, таких причин несколько, они могут накапливаться годами, зависеть от особенностей личности членов семьи или от специфики семьи и даже ситуации в обществе. Наприме ...