Клаббинг как социальный проект альтернативной
культурыСтраница 2
Разрабатывая инструментарий для исследования представителей клубной субкультуры как выразителей новой волны интересов в свободном времени, мы выделили следующие смысловые блоки в опроснике: свободное время и ценности (включающий в себя раскрытие ценностный ориентаций, досуговых предпочтений, соотнесение понятия комфорта с такими сторонами повседневной жизни, как мода, работа и отдых); литература и СМИ (позволяющий проанализировать вовлеченность респондентов в различные культурные сети, образованные телевидением, радиовещанием и Internet, а также отношение к литературе); стратегии жизненного успеха (речь идёт о различных видах туризма как одного из основных показателей благосостояния и важной составляющей жизни представителей клубной субкультуры); игра и стиль жизни (представление об игровой стороне жизни субкультуры), социальное функционирование ночных клубов, основных мест их организации, символов и смыслов субкультур и общественных движений.
Одной из гипотез нашего исследования является важность социального статуса для представителей клубной субкультуры. В 1960-х гг. во всём мире статус был связан, прежде всего, с профессиональными занятиями, но, по мере того, как индустриальные общества Запада сменялись постиндустриальными, на смену "профессии" как определяющей характеристике социального статуса пришло понятие "жизненный стиль", объединяющее тип труда, досуга, семейного положения, места жительства и уровня потребления. Сфера туризма всё больше пересекается с общей "экономикой знаков", вторгаясь в различные пространства потребления. В её пределах обнаруживается множество институтов и форм, воздействия которых трудно избежать. В мире всё быстрее распространяются могущественные и вездесущие глобальные бренды или логотипы. Такие брендовые компании, включающие множество фирм, занятых в сфере путешествий и отдыха, создают "концепции" или "стиль жизни". Предстоит выяснить, насколько важен для представителей клубной субкультуры туризм как элемент престижности и социального статуса.
Клаббинг во многом является игрой в её современном проявлении. Симуляция и головокружение как виды игры являются постоянными соблазнами для человека. Их невозможно устранить из общественной жизни, чтобы они оставались в ней лишь в виде детских забав и девиантного поведения. Как бы ни делать редким их применения, маска и одержимость всё же отвечают настолько опасным инстинктам, что им приходится давать какое-то удовлетворение, пусть и ограниченное, безвредное, но "как минимум приоткрывающее дверь к двусмысленным удовольствиям танца и трепета, паники, отупения и неистовства".
Стилевая закрытость байкерской субкультуры как предмет социологического исследования
На рубеже XX - XXI веков актуализируется стилевая организация групп, идентифицирующих себя посредством новой культурной символики. При этом стилевая дифференциация порождает эффект закрытости публично демонстрируемых субкультур. Возникает новая задача социологического исследования, - понимание символически-публичных, но по сути закрытых социальных пространств. В этом отношении наиболее интересны субкультурные формы, аутентично сохраняющие стабильность в плане воспроизводства, социального бытования и социально-символических образцов, мифологем. Характерные особенности таких субкультурных форм ярко специфичны в российском культурном контексте. Таковой является байкерская субкультура, которая достаточно слабо изучена социологически. Основные причины этого, - нежелание российских байкеров распространять информацию даже внутри своей субкультуры и то, что эта субкультурная форма до сих пор находится в стадии формирования.
В общем и целом история байкерства - это история молодости, в том числе и немолодых людей, захваченных в водоворот ролевой диффузии, вызванной, последовательно, тоталитарным давлением, социальными сдвигами, социокультурной ригидизацией в условиях относительной либерализации. Таким образом, рамочные конструкты ("фреймы") социологического дискурса на тему российского байкерства производны от ключевых парадигм и терминов теории социализации.
Новое на сайте:
Основные компоненты социального управления
Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов:
1)
ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление.
2)
другим компоне ...
Тесты
1. Социализация – это…?
А) процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.
Б) скрытое, неявное протекание ...
Особенности развития волонтерских движений в России
Практика показывает, что заниматься добрыми делами в России невыгодно. В отличие от западных стран, где суммы пожертвований не облагаются налогом, в России платить надо за все. Не только компания-благотворитель платит налог со своей помощ ...