Особенности проявления тревожности у подростков
Страница 1

Отрочество затрагивает довольно большой период жизни ребенка с 10– 11 лет до 13–15. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Подростковый возраст – это период, когда возникает желание понять себя, появляется потребность в самооценке. Становится важной объективной оценка его деятельности. Происходит ориентация на реальные достижения. Повышается значимость проблем связанных с самооценкой, развивается рефлексия. Представления о собственных возможностях, интересах составляют самооценку отроков, являются главным предметом их гордости, служат основой для чувства их собственного достоинства. Отсюда происходит тревожность по поводу поступков или внешнего вида. У некоторых подростков может развиваться комплекс неполноценности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность. Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.

Из всех периодов человеческой жизни, в которых инстинктивные процессы обретают первостепенную важность, период полового созревания всегда привлекал наибольшее внимание. Подростки исключительно эгоистичны, но в тоже время особенно преданны и готовы к самопожертвованию. На физиологическом уровне происходят перестройки, отсюда у подростков появляется тревожность по поводу своего физического развития.

Тревожность возникает вследствие противоречивых ожиданий окружающих: высоких стандартов поведения и деятельности, которым должен соответствовать подросток, и низких представлений о его возможностях, развивается симптом «дефицит успеха». Но бывает ситуация противоположная этой, аффект неадекватности – подростки болезненно реагируют даже на незначительные замечания, неправильно воспринимают критику в свой адрес, отвечая на нее грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями.

Обратимся теперь к актуальным формам проявления тревожности в подростковом возрасте: покраснение или побледнение кожи, позывы к частому мочеиспусканию, чрезмерное потение, а также дрожь, тремор рук, симптом «беспокойных рук», повышенная суетливость, чувство особой неловкости, неуклюжести, скованности [1].

Симптомы тревожности могут быть различными, но по степени выраженности они зависят от возрастных особенностей [17]. Сравнительный анализ возрастных симптомов тревожности представлен в таблице 1.

Таблица 1. Возрастные симптомы тревожности

Младшие школьники

Подростки

Часто плачет, прячется.

Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы.

Сосет пальцы, ручку, волосы, одежду.

Потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа, чрезмерно потеет.

Изо всех сил грызет карандаш или ручку.

Напряжен, скован, не может расслабиться.

Грызет ногти.

Сбивчивая, неровная речь, задают дополнительный вопрос.

Теряется, когда обращаются внезапно, переживают свое несоответствие школьным требованиям.

Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то теряет, роняет.

Напряженно следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения лица, страх перед учителем.

Постоянно исправляет ответ, работу без существенного улучшения ее качества, постоянно извиняется.

Страх перед посещением школы, особенно боязнь не справиться с заданием, а также страх перед учителем.

Наблюдает за поведением сверстников, отвлекается.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Особенности психологического подхода к изучению личности
Итак, разберем основные психологические подходы к изучению личности. Сразу оговоримся, что как видно из предыдущего изложения, для изучения личности в психологии широко используются такие понятия как индивид, индивидуальные свойства, обще ...

Последствия негативной дезинтеграции личности. Наиболее вероятные последствия негативных дезинтеграционных процессов для личности
Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв, когда человек полностью деморализован и смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые кризи ...

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость
Сначала выделим общие между поколениями проблемы, доминирующие во всех странах:[3] · преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению; · приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здор ...