Взаимодействие социологии с философией
Страница 2

Статьи по социологии » Место социологии в системе общественных наук » Взаимодействие социологии с философией

Если философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, развитие которых происходит на основе цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности. О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О. Конт.

Философия использует, например, диалектико-материалистический метод (это свойственно для сторонников марксизма) и исторический подход. Социология вырабатывает свой социологический подход - системный, различные методы: структурно-функциональный, сравнительно-типологический, типологический, интерпретации, социометрии и моделирования.

Философия и социология - это две самостоятельные социальные науки, которые находятся в отношении диалектического взаимодействия и тождества основополагающих принципов понимания мира, а не включение одного в другое, и тем более отношение части и целого, или субординации.

В то же время в основе многих понятий социологии лежат категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и конкретизацией философских категорий, например: социальная общность, социальная структура, социальное взаимодействие, социализация, социальный контроль, социальные институты и др.

Но, как уже говорилось, неправомерно будет сводить предмет и категориальный фонд социологии к социальной философии, так как для социологии характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Также для социологии очень важно, чтобы их можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами. Ярким подтверждением этому является отмеченное выше высказывание В.А. Ядова: “Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, Т. к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др. ”. Из этого становится ясно, что философия не в состоянии непосредственно перерабатывать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. Только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно. Несмотря на трудности становления социологии, она является наиболее развитой областью общественного знания, которая позволяет получить целостную картину отношения человека к миру.

Страницы: 1 2 


Новое на сайте:

Социология об этапах развития общества
Современная социология историю человечества делит на три этапа: а) традиционный; б) индустриальный; в) постиндустриальный. Так называемый «традиционный» этап вобрал в себя все периоды развития, вплоть до индустриального (капиталистическо ...

Проблемные группы населения
К проблемным группам населения относятся беженцы и вынужденные переселенцы; лица, нуждающиеся в специальной помощи для обеспечения минимальных условий жизни; бездомные и т.д. ...

Проблематика «счастья» как объект исследования в дореволюционной российской социологии
Проблематика «счастья» в отечественной социологии развернулась вокруг вышедших в 1892 году двух томов «Оснований этики» Г. Спенсера, английского позитивиста, пытавшегося с научной позиции раскрыть категорию «счастья». Задача этики, по мн ...