Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда. Методологические подходы к изучению добровольческого труда
Страница 2

Статьи по социологии » Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России » Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда. Методологические подходы к изучению добровольческого труда

· безвозмездный труд по заповеди "Помоги ближнему", характерный для христианских общин, в том числе крестьянских общин в царской России. Добровольный труд здесь базируется на глубоко укоренившейся в различных культурах традиции альтруистической взаимопомощи, проявляющейся, прежде всего, на уровне семьи, рода, племени. В ее основе лежат чувства сострадания, родства, любви, а в общинах к ним добавляется аспект экономической целесообразности для решения проблем общины без привлечения дополнительных ресурсов на основе самоорганизации;

· добровольный, свободный от отчуждения, труд на основе общественной собственности в социалистическом и коммунистическом обществе, общеизвестное определение которого дает В.И. Ленин: "Коммунистический труд в более узком и более строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма"[8].

В советский период обществоведы в СССР активно исследуют добровольный труд (субботники, народные дружины, тимуровское движение и т.п.) как "ростки" коммунистического труда, понимая коммунистический труд как первую жизненную потребность человека, труд как цель существования личности. Традиция базируется на идеях социалистов - утопистов;

· свободная трудовая деятельность в обществе, в том числе в социальной сфере, как стремление и способность к активному самоопределению в мире, где существует частная собственность и созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциала граждан на основе гуманизма, свободы и демократии (свобода объединений, слова, экономические свободы, гражданские свободы), социальной ответственности бизнеса и государства. Традиция базируется на идеях социального либерализма.

Религиозный субъектдобровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям.

Лапина В.Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулирована в знаменитом "категорическом императиве" И. Канта. Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно[9].

Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером [10]. Известны его исследования профессии как трудового предназначения личности в обществе.

В его работах рассмотрена и социальная функция религиозного труда.[11]. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе много социальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихся без присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороны прихожан. И до сих пор не только протестанты, а верующие разных религий, труженики-бессеребренники делают массу добрых дел в мире, вызывая заслуженное уважение сограждан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое на сайте:

Взаимодействие социологии с литературой, искусством
Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение обще ...

Личностные объяснения одиночества.
Личностные объяснения одиночества включают три взаимосвязанных, но различных элемента. Во-первых, одинокие люди обычно отмечают изначальное событие, приведшее их к одиночеству, например, разрыв любовных отношений. Во-вторых, пытаясь объяс ...

Уровень образования
По уровню образования население субъектов РФ подразделяется на три группы: имеющие высшее образование, имеющие среднее образование, не имеющие среднего образования. Доля жителей региона, относящихся к каждой из этих групп, в общей численн ...