Община и общество
Страница 1

Постановка главной проблемы социологии вытекала из противоречия рационалистического и исторического подходов к проблеме возникновения и существования государства, права и социальных институтов. Теннис поставил своей целью связать воедино рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир.

Это принципиальное противопоставление двух типов общества было последовательно проведено Теннисом в небольшой работе «Община и общество». Ее основная идея заключалась в противопоставлении понятий общинных (gemeinschaftliche) отношений и связей, с одной стороны, и общественных (gesellschaftliche) — с другой.

Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную самоотождествленность как сознательно (в силу следования традиции), так и бессознательно (в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка).

Теннис различал следующие типы общественных отношений:

1)родовые отношения, какими в первую очередь считаются собственно родовые или кровно-родовые отношения;

2)отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако, в понятии имеющие более широкий смысл;

3)отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства. Они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как «община».

Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа — рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Эти отношения, следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношения частично зиждутся на отношениях описанного выше — общинного — типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами, даже между врагами, благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. В качестве индивидов в такого рода отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы или даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные «лица». «Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру».

Проведение различия между "общностью" и "обществом" лежит в основании его теоретической социологии. Оба фундаментальных понятия определяют направленность эмпирической и прикладной социологии на исследование перехода общества от общинных отношений к отношениям собственного общества. Gemeinschaft и Gesellschafl не просто идеальные типы, а неравные конструкции. В них есть определенное ценностное суждение: общность по сравнению с обществом, по мысли Тенниса, представляет собой высший способ ассоциации. Теннису явно не нравилось современное громыхающее, суетливое и сумасшедшее общество, а потому он убегал в историческую архаику, идеализируя общину и семью. По- человечески это вполне понятно, но вступая на путь научной социологии, нести с собой груз мещанских пережитков все-таки нельзя. Симпатизируя одному и отчуждаясь от другого, нельзя оставаться беспристрастным ученым, способным на глубокий философский анализ.

Таким образом, идеальный тип у Тенниса - это политически небеспристрастная, морально асимметричная абстрактная модель, при помощи которой описываются не реальные события, а чистые формы социальных явлений.

К числу методологических вопросов следует отнести трудности перевода на русский язык терминологии Тенниса. Центральное понятие социологии Ф.Тённиса "Gemeinschaft" наши специалисты переводят либо как "община", либо как "сообщество". Если искать наиболее точный с филологической, корректный с логической и наиболее адекватный с социологической точки зрения перевод этого термина, то можно согласиться с вариантом А.Н. Малинкина, предложившего считать "Gemeinschaft" "общностью". Поскольку община означает местное самоуправление и церковный приход, то абстрактный и одновременно формальный смысл слова "общность" лучше соответствует духу тённисовской "чистой'', или формальной, социологии. В свою очередь А.Ф.Филиппов, разбирающийся во всех нюансах немецкой классической социологии, отвергает все варианты русского перевода и предлагает слово Gemeinschaft оставить в оригинальном написании, поскольку лишь так можно сохранить тот эмоциональный оттенок, душевную привязанность и теплоту, которые имеет немецкое слово. В одном из значений Gemeinschaft - это община", означает совокупность людей, совместно проживающих на данной территории, характеризующаяся как минимум тремя признаками:

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование расходов на социальное обеспечение в РФ. Понятие и сущность социальных расходов
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры сформировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашей стране. Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в на ...

Структура населения по полу
Соотношение полов в населении — важный фактор брачности (т.е. процесса заключения браков) и формирования семейной структуры населения. В демографии применяются два типа относительных показателей для характеристики соотношения полов. Перв ...

Основные понятия социологии личности
Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода? Если философию интересует человек с точки зрения его места в мире как субъекта познания и творчества. Психология анализирует челове ...