Институциональные изменения в местных сообществах. Общая характеристика институциональных
измененийСтраница 1
Действуя в соответствии с известным им правилом, индивиды в одной и той же ситуации ведут себя по – разному. Выполняемое правило всегда отличается от его идеальной модели, как зафиксированной в знаковой форме, так и содержащейся в памяти людей. Изменение правил – процесс отличный от ошибок и неточностей, допускаемых индивидами при следовании этим правилам.[1, с. 281]
Для того, чтобы достаточно четко определить, что представляют собой институциональные изменения, можно воспользоваться «формулой» правила. В соответствии с ней в составе описания любого правила может быть выделено:
- описание ситуации, характеризующее условия приложения нормы, то есть определяющее, когда индивидам следует действовать в соответствии с данным правилом;
- характеристика адресата нормы, позволяющая определить, какие типы индивидов должны придерживаться правила;
- определение предписываемого действия (содержание нормы), указывающие, какие именно должны или не должны совершать адресаты правила в соответствующих ситуациях;
- описание санкции за неисполнение предписания, позволяющее адресату нормы определить, какие издержки он понесет, не выполнив предписываемое действие;
- характеристика гаранта нормы, то есть субъекта, применяющего санкции к нарушителю правила. Такая характеристика позволяет адресату нормы более точно определить ожидаемые издержки от нарушения правила и принять более обоснованное решение о следовании ему.[1, с. 281]
Исходя из этого, изменением правила называется изменение какого – то одного или нескольких его компонентов.
Таким образом, изменение правила – это не изменение в поведении, а изменение в содержании компонентов правила, позволяющих индивидам принимать решения о своих действиях.
Вышесказанное не означает, что изменения в поведении индивидов, стремящихся следовать правилу, включая ненамеренные отклонения от предписываемого порядка действий, не могут привести к изменениям правила в строгом смысле этого слова. Напротив, именно такие отклонения и вызывают действительные изменения в правилах.
Отклонения от предписанного порядка действий может приносить их субъектам неожиданные выгоды. Причинно – следственная связь между произошедшим отклонением в поведении и полученной выгодой может отразиться в памяти индивида и при некотором числе ее повторений может трансформироваться в новое «индивидуальное правило», отличающееся от исходного в каком – то из компонентов. Новая успешная практика через различные каналы передачи информации может распространиться на всех индивидов, оказывающихся адресатом «старого» правила, в описании которого, содержащемся в их памяти произойдет изменение. Это последнее будет означать, что изменилось не только поведение – изменилось и регулирующее его правило.
Поскольку представляет собой совокупность как минимум двух правил, вышесказанное об изменении в правилах поведения полностью относится и к изменениям в институтах, то есть к институциональным изменениям. Рассмотренная цепочка событий, приводящая к изменению в правиле, может относиться не только к адресатам, но и к гарантам института, то есть затрагивать и механизм принуждения следованию норме.
Для того, чтобы охарактеризовать другие возможные пути, ведущие к возникновению институциональных изменений, необходимо сначала рассмотреть классификации институциональных изменений.
Рассмотрим две классификации институциональных изменений: дискретные и инкрементные.
Под дискретными понимаются радикальные изменения в формальных правилах. Обычно они происходят в результате завоеваний или революций.
Инкрементные изменения означают, что участники акта обмена пересматривают свои контрактные изменения с тем, чтобы получить потенциальный выигрыш от торговли.
Важная особенность институциональных изменений состоит в том, что эти изменения имеют в большинстве инкрементный характер. [1, с. 283]
Важным для характеристики реально происходящих институциональных изменений является их деление на спонтанные и целенаправленные. Спонтанными называются такие институциональные изменения, которые возникают, осуществляются и распространяются, без чьего – либо предварительного замысла или плана. Целенаправленные институциональные изменения возникают и распространяются в большем или меньшем соответствии с некоторым осознанно разработанным планом. На уровне экономики в целом такой план разрабатывает государство в лице органа законодательной или исполнительной власти или политическая оппозиция действующей власти. Формирование целенаправленных институциональных изменений называется институциональным проектированием. [1, с. 284]
Новое на сайте:
Международная Конвенция «О правах ребенка»
Конвенция ООН «О правах ребенка» разрабатывалась несколько лет Комиссией ООН по правам человека. В состав рабочей группы входили юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных к ...
Общая оценка уровня жизни
Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система показателей должна завершаться обобщающим показа ...
Учение о типах господства
Под господством он понимал взаимное покидание: тех, кто приказывает, — того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, — того, что приказы будут иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Учение о ...