Основные институциональные модели установления и
развития рыночных отношений. Основные институциональные подходы к становлению и развитию
рыночных отношенийСтраница 2
Ленинская попытка конкретизации этого анализа отражала лишь ситуацию, сложившуюся в конце 19 – начале 20 веков, и уже в значительной мере принадлежит истории. Сегодня существует ряд теорий, которые пытаются преодолеть эту ограниченность. Рассмотрим одну из них – теорию регуляции.[3, с. 305]
Теории регуляции пыталась сократить разрыв между абстрактной теорией общего равновесия и упрощенным марксизмом и конкретным экономическим анализом реальных проблем реальной экономики. Авторы этой теории (М. Аглиетта, Р.Буайе и др.) исходят из того, что общую абстрактную неоклассическую теорию необходимо дополнить марксизмом и посткейнсианством. Это позволит дополнить неоклассический подход анализом специфических черт, которые учитывают время и место происходящего события, а так же его институциональную форму. Они выступают за взаимное обогащение истории и теории экономики. С этой целью они стремятся создать иерархическую систему соподчиненных промежуточных понятий. Важную роль при этом занимает анализ законов - тенденций. [3, с. 306]
Исходным пунктом они берут заимствованные из марксизма различные способы производства и пытаются уточнить их с учетом времени и места. В этом соединении важную роль играет понятие режима накопления, а так же точной конфигурации институциональных форм. Эти институциональные формы позволяют конкретизировать общую регуляцию и выявить определенные закономерности её развития. Важно различать происхождение и жизнеспособность экономического института. Последнее в значительной мере определяется тем, насколько институты взаимодополняют друг друга. Чтобы рынки были эффективными, им требуется весь набор институтов.[3, с. 306]
В то же время теория регуляции не лишена определенных недостатков. Отсутствие единого метода исследования приводит к тому, что до сих пор сохраняется различная трактовка даже такого базового понятия, каким является понятие регуляции. Отсутствие единой методологии сказывается и на системе категорий. Отсюда описательность большинства экономических исследований и выборочность тем, которые подвергаются исследованию. [3, с. 307]
Следующим рассматриваемым подходом будет теория постиндустриального общества.
Для неё типична абсолютизация настоящего, причем в более универсальной форме. В качестве критерии обычно используют ось «командная – смешанная – рыночная экономика», или формы собственности и механизмы регулирования. Поскольку одним из важнейших признаков классификации экономических систем являются форма собственности и способ координации экономической деятельности, то простейшая типология индустриальных систем выглядит следующим образом (рис. 1)
![]() | |||
![]() | |||
Частный капитализм |
Социалистическая «рыночная» экономика |
Капиталистическая «плановая» экономика |
Социалистическая плановая экономика |
![]() |
Рис. 1. Собственность и механизмы регулирования в неоклассической трактовке
Историческая классификация экономических систем должна включать так же и системы прошлого и будущего. Поэтому представителями теории постиндустриального общества была предложена классификация экономических систем, которая включает доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы.
Новое на сайте:
Что представляет собой социальная группа?
Начнем с того, что любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленны ...
Построение генограммы
Одна из многосторонних методик – построение генограммы семьи, т.е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процес ...
Демографическая политика
Социальная защита населения – одно из приоритетных направлений социальной политики государства в повседневно-бытовой сфере. Она направлена на формирование и реализацию государством совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых правовых, ...