Разработка инструментария социологического исследования
Страница 1

Статьи по социологии » Социологическое исследование » Разработка инструментария социологического исследования

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-, кино-радиоаппаратуры и т.д. Кроме них необходимы и другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетерам и интервьюерам, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы (если обработка осуществляется на ЭВМ) и др.

Остановимся на характеристике наиболее распространенного в социологии вида исследования – анкетировании. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Анкета – наиболее широко распространенный инструмент социологического анализа.

Существуют определенные правила составления анкеты, требования к ней. Лишь при соблюдении этих условий возможно получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.

Правила составления анкеты:

Начинаться анкета должна с краткого обращения к участнику опроса, в котором указывается:

– кем и с какой целью проводится анкетирование;

– как заполняется и как возвращается заполненная анкета;

– выражается просьба принять участие в опросе.

После обращения следует основная часть анкеты, состоящая из целевых вопросов, которые можно разделить на три категории:

а) контактные – они нужны для привлечения внимания респондентов к опросу;

б) основные – направлены на получение главной информации, необходимой для решения задач исследования;

в) заключительные – они снимают психологическое напряжение у респондента, создают уверенность в полезности проведенного опроса.

Завершается анкета паспортичкой – несколько вопросов, касающихся социально-демографических особенностей опрошенных (пол, возраст, образование, место жительства).

Правильно оформленная анкета должна заканчиваться выражением благодарности респонденту за участие в опросе (например, “спасибо за участие” или “благодарим за сотрудничество”).

Существуют и определенные требования к вопросам анкеты:

Все вопросы должны быть четко сформулированы и понятны респонденту (включая используемые термины).

Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемого (респондента).

Не должно быть перегруженности вариантами ответов, предложенных в анкете.

Вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондента.

В анкетах используются различные виды вопросов:

а) основные и дополнительные вопросы. Первые раскрывают основную проблему исследования, вторые помогают решить дополнительные задачи.

б) по форме вопросы анкеты могут быть открытые, закрытые и смешанные.

Закрытым называется такой вопрос, на который предложен полный набор вариантов ответа. Респондент, прочитав его, должен лишь подчеркнуть тот вариант, который соответствует его мнению.

Открытый вопрос не содержит вариантов ответа, и опрашиваемому предлагается самому сформулировать и вписать ответ.

Смешанная форма вопроса используется, когда после предложенных вариантов ответа оставляется пустая графа, куда респондент может по необходимости записать свой вариант ответа.

в) прямые и косвенные вопросы.

Прямые вопросы направлены на выражение отношений респондента к различным сторонам анализируемой проблемы. Они предполагают, что респондент выскажет свою собственную позицию.

Косвенные вопросы обычно задаются тогда, когда прямые вопросы не вполне удобны – это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон жизни человека, когда можно предположить, что на прямые вопросы не будут даны искренние ответы.

г) контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответов, определить их искренность и достоверность.

д) функционально-психологические вопросы (особенно, если анкета имеет значительный объем). Они бывают двух видов:

– контактные – призваны заинтересовать респондента, побудить его принять участие в анкетировании;

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

История благотворительности. Зарождение благотворительности
История благотворительности, как свидетельствуют источники, прошла в своем развитии два этапа - дохристианский и христианский. Каждый из них может быть охарактеризован как особый тип социального отношения в европейской цивилизации. Первый ...

Мироощущение
Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депресси ...

Языческая семья
Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье в ХII – XIV вв. отношения мужа и жены в те времена строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а на «изначальной конфликтности» ...