Отношение к благотворительности в молодой Советской республике
Страница 1

Статьи по социологии » Благотворительность в Курганской области - история и современное состояние » Отношение к благотворительности в молодой Советской республике

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 г. Благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Тем не менее, неспособность революционного российского правительства справиться с проблемами вынуждало его использовать проверенные способы привлечения средств населения. Отличительной особенностью советских методов был их декларативный характер. Пожертвования и безвозмездный труд из добровольного превратились в обязательный. Отказ от такой «вынужденной благотворительности» грозил репрессиями, а в некоторых случаях – смертью. В тех случаях, когда государство не могло убедить население в необходимости оказания безвозмездной помощи, оно прибегало к принудительным мерам, иногда очень жестким. Голод 1921-1922 гг. охватил огромную территорию. На основании Постановления Центральной комиссии по оказанию помощи голодающим при ВЦИК за № 165, опубликованного в «Известиях В.Ц.И.К.» от 29 июля 1921 г. в губерниях, признанных неблагополучными по неурожайности, сформированы губернские и уездные комиссии. В Курганском уезде создано 36 волостных комиссий помголода, 298 комиссий в селах и деревнях.

Курганская горуездная комиссия помощи голодающим при исполкоме Челябинской губернии в официально утвержденном положении зафиксировала свои основные задачи: агитация по оказанию помощи голодающим; устройство субботников и организация сверхурочных работ в помощь голодающим; организация общественных работ для населения голодающих районов; организация общественного питания общежитий и детских приютов; заготовка суррогатов питания для людей и скота; обсеменение полей; развитие огородничества. Осенью 1921 г. труженики края приняли участие во Всероссийской неделе помощи голодающим. Ее программа включала три субботника, сбор вещей и денег, постановку благотворительных спектаклей и многое другое. Коммунисты г. Кургана сдали в фонд помощи голодающим золотые (23 шт.) и серебряные (35 шт.) изделия. Для снабжения детских столовых каждый крестьянин должен был отчислить «определенное количество с пуда урожая, как бы этот урожай не был ничтожен» [5]. Чтобы помочь детям, вводили «денежное обложение всех без исключения граждан, участвующих в жизни города» [6]: все идущие или едущие по г. Кургану 29-31 декабря 1921 г. должны были внести пожертвования в пользу голодающих, т.е. заплатить определенный налог. В это же время была проведена специальная лотерея в пользу голодающих.

Все пожертвования, собранные продуктами и вещами, сдавались в многолавки или в особые склады Упродкомов (Уездных продовольственных комитетов) и Губпродкома (Губернского продовольственного комитета). Жертвователям выдавались особые квитанции с указанием – что, в каком количестве и когда сдано. Комиссии устанавливали контроль хода работ по приему и правильному использованию продуктов и вещей.

Но так как добровольных пожертвований явно не хватало, власть своим решением сделала «добровольность − обязанностью». 5-й Губернский съезд Советов в феврале 1922 г. установил «обязательные налоги в пользу голодающих на сельское население в местностях, не признанных голодающими» [7]. Для получения регулярной безвозмездной помощи ослабленные хозяйства прикреплялись к благополучным. Шадринский уездный комитет, не смотря на то, что г. Шадринск находился в полосе неурожайности и испытывал продовольственные трудности, объявил «Неделю помощи голодающим Поволжья». Было собрано с населения и отправлено в Повольжье три тыс. пудов продовольствия, 15 млн. руб. и несколько тыс. предметов первой необходимости. В конце 1921 г. для голодающей Башкирии было отправлено безвозмездно 8257 пудов продуктов. По заданию В.И. Ленина в начале 1922 г. для засева полей Поволжья было отгружено 76 пудов семенного овса, в Кустанайскую обл. – 12 тыс. пудов.

К лету 1922 г. в Шадринском уезде признано голодающими 11 волостей. Люди ели лебеду, кору березы, семена сорных трав. Екатеринбургский Губкомпомгол (Губернский комитет помощи голодающим) за неимением средств признал оказание помощи Шадринцам невозможным. Единственное, что было решено – это оставлять все сборы, поступления по Шадринскому уезду в распоряжении Уездного компомгола (уездного комитета помощи голодающим). Помощь извне была мизерной, необходимо было изыскивать средства своими силами. Исполком уездного Совета поддержал лозунг: «Десять сытых кормят одного голодающего», выдвинутый Центральной комиссией помощи голодающим. 12 мая 1922 г. было принято обязательное постановление Шадринского Уездного исполкома совета РККД, по которому все торговцы-промышленники, кустари, ремесленники города и уезда должны были сдавать до 25 числа каждого месяца 5 % отчислений с каждого рубля валового оборота в пользу голодающих. Проводились различные мероприятия. Так, в апреле 1922 г. во время «Недели просвещения» в Шадринском театре был поставлен спектакль, чистый сбор от которого отчислен в пользу комиссии Помгола. На счет комиссии поступали средства от частных лиц и учреждений в виде денег и драгоценных изделий. Во всех церквах города во время богослужений проводились кружечные сборы. Верующее население, церкви вынуждены были сдать церковные ценности в соответствии с решением Шадринской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Проблемы социализации молодежи. Социальное развитие или деградация.
Понимание закономерностей раз­вития молодежи как социальной группы непосредственно связано с адекват­ным определением ее роли и места в общественном воспроизводстве, субъек­том которого она является. Включаясь в общество, интегрируясь в е ...

НКО в условиях экономического кризиса
В 2009 году экономические трудности коснулись многих людей, непосредственно сказались на социальной сфере. В связи с падением производства и сокращением занятости сложилась достаточно напряженная социальная обстановка в целых регионах и н ...

Роль теории Мальтуса в формировании современных научных концепций. Актуальные экономические проблемы антропосоциогенеза
Следует заметить, что предложенное Мальтусом решение проблемы дисбаланса между потреблением и возможностями производства пищи через ограничение рождаемости является малоэффективным. Дело в том, что население растёт не только за счёт естес ...