Благотворительная деятельность декабристов в Зауралье

На поселение в г. Курган декабристы прибывали в период 30-50-х гг. XIX в. после каторги в Читинском остроге и Нерчинских рудниках, поселений в Енисейской, Иркутской и Тобольской губерниях. Зауральские поселенцы имели активную жизненную позицию. Руководствуясь демократическими принципами, провозглашенными в «Русской правде» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева, они считали своим долгом воздействовать личным примером, поведением, поступками на местное население, оказывая помощь в развитии градостроительства г. Кургана, в лечении зауральцев на свои средства, в развитии народного образования.

Особой гуманистической активностью в Курганской диаспоре опальных дворянских революционеров отличались семья Нарышкиных, А.Ф. Бригген, Н.В. Басаргин, семья Розен, И.С. Повало-Швейковский и некоторые другие. Многие крестьяне и горожане увидели в лице декабристов своих заступников и обращались к ним с просьбой написать прошение в ту или иную инстанцию, жалобу на обидчика. Охотно помогали В.И. Лихарев, Н.И. Лорер и др. Декабрист М.А. Назимов, как знающий и опытный инженер, немало сделал для благоустройства г. Кургана. Он чертил проекты домов для горожан, для строительства новых церквей. А.Е. Розен, занимавшийся земледелием, охотно делился с крестьянами агротехническими приемами, снабжал семенами всех нуждающихся. Благотворительностью занималась и его жена Анна Васильевна, оказывавшая посильную медицинскую помощь заболевшим горожанам. Подобной медицинской практикой занимался и И.С. Повало-Швейковский. Он был человеком удивительной доброты. Когда серьёзно заболела горячкой семья смотрителя Курганского уездного училища Т.К. Каренгина, Иван Семенович, рискуя заразиться, дни и ночи ухаживал за ними, не жалел трудов, денег, чтобы спасти их. Другое общественно полезное дело И.С. Повало-Швейковского – ремонт телег, которые были основным средством передвижения. Особенно тесная дружба связывала декабристов со смотрителем Курганского уездного училища, единственного в то время очага просвещения во всем округе, Т.К. Каренгиным. Ссыльные помогли училищу скомплектовать хорошую библиотеку. М.М. Нарышкин подарил для неё книг почти на 300 руб., А.Ф. Бригген − на 125, приехавший в Курган в 1838 г. декабрист П.И. Свистунов − на 70 руб. Книжные полки училища пополнились журнальной библиотекой М.А. Назимова, которую оценили в 220 руб. Это была серьезнейшая помощь. Весомость рубля в те годы была высокой (за один рубль можно было купить шесть пудов пшеничной муки). В 1842 г. книжный фонд училищной библиотеки состоял на 90 процентов из книг, подаренных декабристами. Самое главное, это были редкие книги, содержащие передовые идеи. Делались и денежные пожертвования декабристами в фонд училища. Непосредственно «курганские» декабристы не занимались педагогической деятельностью, но в г. Ялуторовске в то время славилась школа, основанная декабристом И.Д. Якушкиным, и они оказали смотрителю Курганского училища Т.К. Каренгину содействие в посещении этой школы. Возвратившись из Ялуторовска, Каренгин добился преобразования уездного училища в двухклассное. Всю жизнь с благодарностью вспоминал декабристов. Дом Нарышкиных в Кургане стал своеобразным клубом ссыльных декабристов. Раз в неделю, обычно по пятницам, ссыльные собирались у Михаила Михайловича и Елизаветы Петровны. Здесь они обменивались новостями, полученными из России и от декабристов, живших в других городах Сибири. Семья Нарышкиных, которая жила на поселении в Кургане с 14.03.1833 г., была благодетелем целого края. Оба они, муж и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги, и зачастую, несмотря на непогоду, М.М. Нарышкин брал с собой священника и ездил по деревням подавать последние христианские утешения умирающим. «По воскресеньям и ярмарочным дням у ворот их дома выстраивались десятки крестьянских телег. Кому-то нужна была медицинская помощь, кто-то хотел получить немного муки, чтобы дотянуть до нового урожая, кому-то нужно было написать бумагу в суд, кто-то приглашал на крестины» [3]. Е.П. Нарышкина неоднократно дарила книги библиотеке уездного училища, жертвовала деньги на строительство Богородице-Рождественской церкви, подарила серебро, подсвечник и др. Нарышкины воспитывали приемную крестьянскую девочку Ульяну Чупатову. Появление в г. Кургане ссыльных декабристов внесло свежую струю в провинциальную среду. Они смогли продемонстрировать образец высококультурного, содержательного и порядочного образа жизни.


Новое на сайте:

Понятие о качестве жизни населения
Качество жизни населения – одно из базовых, широко используемых понятий в социально-экономической географии, экономике и философии. Повышение качества жизни населения, как правило, провозглашается основной целью в долгосрочных программах ...

Методы исследования военной демографии
В связи с тем, что внутреннюю структуру демографии можно представить, сделав больший или меньший акцент на те или иные аспекты ее взаимодействия с другими науками или, скажем, на природу применяемых в демографии методов, как это сделано, ...

Отец в современной российской семье: представления студентов
Одним из социальных институтов, относящихся к сфере семейно-брачных отношений, является отцовство. Однако социология семьи на протяжении многих десятилетий не уделяла должного внимания данному феномену. Исследователями констатировалось це ...