Инстинкты и брачное поведение
Страница 1

Статьи по социологии » Брачное поведение » Инстинкты и брачное поведение

Если свобода - это возможность делать, что хочется, ни от кого не зависеть и никому не подчиняться и иметь все, что хочешь, то такой свободы животное достигает, заняв вершину пирамиды, а человек - достигнув власти и богатства. Если свобода - это неучастие в иерархических стычках, то и у людей такая программа есть, но хотят жить согласно ей немногие. Ведь она предполагает, что я не только никому не подчиняюсь, но и никого не подчиняю себе. Лишнего имущества, семьи и детей такому лучше не иметь: во-первых, это все нужно защищать, а во-вторых, они ограничивают свободу. Убежденные и принявшие по собственной воле такую свободу мужчины и очень редкие женщины, как правило, остаются одинокими на всю жизнь. Что ж – каждому свое…

Согласно своей биологической природе, человек изначально (в "естественном состоянии") чувствует за собой право на территорию и собственность и хочет, чтобы они были защищены от посягательств, хотя с другой стороны, склонен посягать на территорию и собственность других. Однако в природе часто действует принцип справедливости даже более слабый самец в состоянии изгнать более сильного со своей территории( К.Лоренц).

Демократия использует неизбежную для человека пирамидальную схему организации и подчинения, но цивилизует ее путем избирательной системы, разделения властей и независимости средств информации. Это лишает иерархическую структуру ее антигуманной сущности и заставляет ее в значительной степени работать на благо всех людей, а не только тех, кто находится на вершине пирамиды. Как сказал когда-то У. Черчиль, демократия не есть идеальная форма правления, но она самая лучшая из всех форм, найденных человеком. Будем различать ранговый потенциал – как врожденную биологическую силу; ранг – как реально существующее место в иерархии и визуальный ранг – как оценку в глазах других. Поскольку иерархическое поведение проявляется у самых разных видов, в том числе у самых примитивных, практически неспособных к обучению, то можно уверенно считать, что величина рангового потенциала даётся особи при рождении. Причём специфическое высоко-, или низкоранговое поведение начинает проявляться с первых дней жизни. Значит, поведение особи в иерархии регулируется генетически, врождёнными поведенческими программами, то есть инстинктами. Решающим компонентом рангового потенциала является УВЕРЕННОСТЬ в своем превосходстве (по определению В. Леви - наглость) - возможно, и довольно часто, особыми достоинствами не подкреплённая и ни на чём не основанная. Обычно, альфа с большой решимостью, упорством (настырностью) и удовольствием занимается внутригрупповой борьбой, которая для него нередко становится самоцелью. Омеге эта борьба гораздо менее приятна - он более уступчив. Отсюда, есть и другой параметр, влияющий на ранговый потенциал - это степень конфликтности (или, наоборот, уступчивости). Приемлемая для каждой особи величина конфликтной напряжённости напрямую связана с ранговым потенциалом - чем ниже ранговый потенциал особи, тем менее напряжённый конфликт вызывает у неё дискомфортные ощущения. Доминантность - это в значительной степени "настырность". Высокий ранг достается необязательно тому, кто сильнее. Он достается тому, кто активно агрессивен: любит навязывать конфликт, много и умело угрожает, а сам сравнительно легко выдерживает чужие угрозы и быстро оправляется после поражения. У людей действительный ранг имеет мозаичный характер, что обусловлено давлением внешнего окружения и опыта. В чем-то человек может быть первым, а в чем-то и последним. Фактический ранг зависит также от условий роста, формирования и воспитания особи, могущих как усиливать, так и ослаблять врождённые задатки. Если низкоранговый человек занимает высокую, но конфликтную должность, то он имеет все шансы на инфаркт, гипертонию, рак или инсульт, так как ему трудно выдерживать борьбу и конфликты.

Из мозаичности ранга, как обобщающего понятия, вытекает понятие визуального ранга, как совокупности сигнальных признаков, возможно второстепенных, но выраженных достаточно ярко для срабатывания инстинктов у других особей. Человек, страдающий нарциссизмом (влюблённостью в самого себя), может на кого-то из окружающих производить впечатление высокорангового. Но при этом он может быть напрочь лишён способности бороться за место под солнцем, что есть сущность высокого ранга. Существует большое количество мужчин, непринуждённо смелых с женщинами, но генетически несмелых и уступчивых в условиях, когда нужно по-настоящему бороться. И наоборот, дружелюбный внеиерархичный человек, пусть даже неплохо устроившийся в жизни, может производить впечатление низкорангового.

Мужчины любят представлять себя в наиболее выгодном свете. Они используют для саморекламы весьма примитивный репертуар. Но в отличие от своих родственников из животного мира, мужчины имеют на руках козырную карту - красноречие. Они начинают с автопортрета, очень часто употребляя слово "Я", и давая себе исключительно позитивную оценку. Короче, они хотят сказать одно "Я самый, самый, самый" .

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Социальный конфликт и пути его разрешения
Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, престиже, доступе к власти являются источником социальной напряженности. Социальная напряженность нередко перерастает в конфликт. Социальный конфликт — это столкновение против ...

Формы, методы и принципы социальной работы с переселенцами
В своей профессиональной деятельности специалист-практик руководствуется выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным ...

Человечность Антона Городецкого
Процесс инициации подробно описан в статье «Молодёжное «евангелие» для взрослых» В результате нечеловеческих испытаний возможного убийства Антон становится Светлым Иным. Вербовка осуществляется по следующему принципу. Ведьма лжёт намеренн ...