Христианская семьяСтраница 1
Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры.
Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости.
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая близость не только к Сыну, но и к Отцу (непорочная жена Бога-Отца).
Напротив, протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12 – 13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10 – 12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет.
Женщины в патриархальных мировых религиях находятся в субдоминантном положении. Отношение к женщине в христианстве обусловлено тем, что она, согласно Ветхому Завету – причина грехопадения мужчины. Это ветхозаветное отношение к женщине как к источнику греха пронизывает мировосприятие многочисленных христианских авторов.
Западного наблюдателя поражают, например, различия в трактовке образа Богородицы в русской и западной иконографии: для католических стран начала века – это вечно несовершеннолетняя Мария, для России – это взрослая женщина, женщина – мать. Трудно представить, что такая мощная символика не отражала в определенной степени социальную реальность. Вместе с тем Богородица – при всем ее значении в христианском культе - не может сама повлиять на ход земных и небесных дел: право решать и действовать остается за Богом Отцом. Ее земная задача – воспитание сына, который имеет божественную миссию. Однако великая нравственная сила, духовная красота и доброта Богородицы не могут воплотиться в самостоятельном деянии. Все дела божественные вершит мужская власть.
Новое на сайте:
Социальная стратификация
В основании теорий социальной стратификации и социальной мобильности лежат понятия социальной дифференциации и социального неравенства. Иногда эти понятия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная дифференциация» боле ...
Практические подходы к решению
социально-экологических проблем современной семьи. Технологические подходы к
проблемам экологии семьи
По результатам оценки здоровья можно говорить об его уровне, например, регион с высоким уровнем здоровья населения, или страна с низким уровнем популяционного здоровья и т.д.
Уровень здоровья отражает степень адаптированности общности лю ...
Обработка результатов
Возраст опрошенных людей колебался от 15 до 60 лет.
На вопрос «Как часто Вы употребляете спиртные напитки?» опрошенные отвечали: рез в месяц и реже – 5 человек; раз в неделю – 7 человек, несколько раз в неделю – 5 человек, каждый день – ...