Методологическая и методическая составляющие программы социологического
исследованияСтраница 1
Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, которая считается обязательным документом социологического исследования. Цель программы – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования, описать приемы и средства изучения определенного явления или процесса.
Программа социологического исследования включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологического и методического.
В методологический раздел программы входят:
– формулировка и обоснование проблемы;
– указание цели исследования;
– определение объекта и предмета исследования;
– логический анализ основных понятий;
– формулировка гипотез.
К методическому разделу относятся:
– определение обследуемой совокупности;
– характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;
– логическая структура инструментария для сбора социологической информации;
– логические схемы обработки полученных данных.
Определяющей частью любого исследования является глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.
Методологическая часть программы
.
Формулировка и обоснование проблемы.
Разработка методологической части программы начинается с постановки проблемы. Социальной проблемой называют существующую в реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Например, незнание причин увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения.
При формулировке проблемы исследования необходимо точно выразить проблемную ситуацию и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Обычно первоначальная абстрактная проблема в определенный момент приобретает четкий, завершенный вид.
Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает качество собираемой информации и оперативность исследования (что ведет к старению социологических данных).
Указание цели исследования.
Цель – модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования.
Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых методологических, методических, организационных процедур.
Целью исследования может быть:
– получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики;
– анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию;
– разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию;
– формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений .
Определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования.
Новое на сайте:
Ленин.
Ленин Владимир Ильич* (настоящая фамилия Ульянов, псевдоним Н. Ленин с января 1901) (10 апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, деревня Горки, Московская губерния) - один из основателей РСДРП, идеолог большевизма, политический деятель. Из ...
Роль больших социальных групп
Конфликт, определенный нами ранее как столкновение по поводу тех или иных микро - или макросоциальных проблем, обычно связан и с малыми, и с большими группами людей, с их потребностями и интересами. Разумеется, каждый индивид может участв ...
Внешний вид
· Футболки с логотипами индустриальных групп, майки, черные кожаные куртки.
· Камуфляжные штаны, шорты милитари, черные джинсы и т. д.
· Армейские ботинки, тяжелые ботинки (Dr. Martens, Grinders, Steel, New Rock и т. д.).
· Пирсинг, та ...