Понятие "Стиль жизни"
Страница 1

Проблематика образа и стиля жизни появляется уже в классической социологии. К.Маркс однозначно делал акцент на том, что формы жизнедеятельности определяются господствующим способом производства, то есть речь у него шла только об образе жизни. М.Вебер вводит понятие "стиль жизни", подчеркивая в то же время, что в его основе лежит "классовая ситуация", то есть положение на рынке. Однако он отмечал, что классовая (рыночная) ситуация – это лишь исходное условие формирования стиля жизни, не гарантирующее от отклонений. В целом же стиль жизни он связывал прежде всего со статусными группами. Т.Веблен акцентировал внимание на том, как богатство превращается в видимые, демонстрируемые символы экономического успеха. Этот процесс он обозначил понятием "показного потребления".

Существует множество трактовок понятия "стиль жизни". Приведу лишь некоторые из них:

· "Стиль жизни - это форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях. Стиль жизни отражает "всего человека" в его взаимодействии с окружающими". Так охарактеризовал понятия стиля жизни Филип Котлер.

· У Ж. Ж. Ламбена "стилем жизни" называется общая модель того, как человек живет, как он тратит время и деньги.

· Н. Малхотра понимает под стилем жизни сущность и особенности различных стилей и образов жизни общества или его отдельных слоев

· А. П. Панкрухин дает следующее определение: "Стиль жизни - это образ жизни человека в целом и того, как он тратит, использует основные ресурсы потребителя: время (работа и способы проведения досуга), деньги (включая материальные ценности), информацию". Классификация по стилям жизни строится на основе анализа ценностей, отношений, способов использования ресурсов и ритма жизни потребителей.

· П. Валлет-Флоранс предлагает описывать стиль жизни человека как переплетение следующих трех уровней:

1. Система ценностей и черты личности человека - наиболее стабильны и устойчивы, но оценить их сложнее всего.

2. Виды активности, интересы и мнения человека - занимают промежуточное положение, раскрывают систему ценностей человека.

3. Приобретаемые товары и услуги - дают самое поверхностное представление о стилях жизни потребителей; стиль жизни отражается в способах их использования и приобретения.

Как считает данный исследователь, группа людей со схожим поведением на каком из трех уровней является однородной с точки зрения стиля жизни. Таким образом, стиль жизни есть следствие системы ценностей, отношений, интересов и мнений, а так же индивидуального способа потребления. Он отражает характер человека и в то же время отличает его от остальных

· Дж. Энджел считает, что стиль жизни - это обобщающая концепция, определяемая как образ жизни человека в целом и того, как он тратит своё время и деньги. Стиль жизни отражает деятельность людей, их интересы и мнения. Изменения стиля жизни необходимы для того, чтобы поддерживать его в соответствие ценностям и личности человека.

Таким образом, большинство авторов сходятся во мнении, что стиль жизни - это, прежде всего образ жизни человека, его деятельность, который подкрепляется набором определенных ценностей, интересов, мнений. Так же некоторыми авторами выделяется особые составляющие стиля жизни: пользование своими ресурсами - временем, деньгами, информацией.

"Стиль жизни – это определенный тип, стандарт, отличная чертя, характерная манера поведения людей, субъективная сторона человеческой деятельности [7], выражающиеся в мотивах, формах и ориентациях решений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, социальной группы или слоя" [8, 203].

"Жизненный стиль (или "стиль жизни") - исторически изменчивая и исторически обусловленная категория, прошедшая путь трансформации от единого стиля жизни архаических обществ, характеризовавшихся естественной целостностью жизнедеятельности людей, к множеству стилей современного общества" [9, 654] . В данной работе "стиль жизни" характеризует устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонности, проявляющиеся в повседневной деятельности бизнес-элиты, в основе которой лежат потребности, интересы, мотивы. Он отражает внутреннюю связанность убеждений, оценок, мировоззрения, поведения. Его внешние аспекты или то, что Т. Веблен называл "демонстративным потреблением" (модная одежда, место отдыха, наличие компьютера, марка машины), символизируют принадлежность к определенной группе (а именно, к бизнес-элите).

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Неравенство как источник конфликта
Основными признаками социального неравенства, как известно, являются различия в отношениях собственности, власти и статуса. В той или иной мере эти особенности отражены в социально-классовой структуре общества, фиксирующей неравенство в о ...

Средства массовой информации - как фактор социализации подростка
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, к нему относятся как социально определенные, направляемые и контролируемые обществом факторы (воспитание, обучение), так и факторы, ...

Многообразие социальных конфликтов и проблема их типологизации
По мнению А.Г. Здравомыслова, конфликт - это "форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. А.Г. ...