Ценностные основания стиля жизни современной российской бизнес-элиты
Страница 2

Статьи по социологии » Стиль жизни бизнес-элиты в современной России » Ценностные основания стиля жизни современной российской бизнес-элиты

· лица, признающие богатство как значимую для себя ценность;

· бизнесмены, которые не отмечают существенного влияния богатства на себя и считают богатство ценным, но для обеспечения своей свободы, внутреннего комфорта, независимости;

· лица, которые "демонстративно" стремятся не замечать богатства и не используют его возможности для собственного блага, сохраняя привычки, нормы потребления, стиль жизни практически неизменными. Исключение составляют члены семьи: жены, дети, другие родственники. Именно они оказываются теми субъектами, которые в большей степени ощущают изменение уровня жизни, порой за счет потери "частоты контакта" с людьми бизнеса.

"Мы достигли того уровня богатства, которое позволяет жить в этой стране, - отмечает один из бизнесменов, - нет проблем в бытовом плане. Уже нет. Из этого мы выскочили. Это не обсуждается. Можно жить и не работая, и хватит до конца дней. Многие не испытывают никаких проблем, и тем не менее все равно ковыряются. Человек больше богатства . Уважение какое-то важно. Что касается меня лично, то я не ощущаю никакого отношения к богатству. То, что я не умею делать - тратить деньги. Есть люди, которые умеют. Я не умею. Это должно быть с детства. Настоящее восприятие богатства приходит в третьем поколении . Надо иметь желания, соответствующие деньгам, а они не возникают. Пятизвездочному отелю предпочитаю спокойную атмосферу домашнего пансиона. Я хочу жить так, как привык ." - это утверждение президента одной из крупнейших фирм указывает на важный социальный феномен: богатство как ценность является не только материальная составляющая жизни человека (в частности, представителя бизнес-элиты), иногда оно должно пройти долгий "ценностный путь" внутри самой личности, "чтобы сформировать особый уклад жизни, где произойдет "плавная" смена одних ценностных установок на другие" . [12, 46].

Если одни бизнесмены отмечают свое безразличное отношение к богатству, то другие подчеркивают его позитивное влияние на собственную личность - данные социлогического опроса Института социологии РАН 2008 года . "Богатство, - отмечает Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза, - очень ценная вещь. Я когда-то был убежден, что богатство меняет человеческие качества в худшую сторону. Низкий уровень достатка делает человека более черствым, более злым. Мы это знали из литературы, из того, что нам внушали и говорили о богатстве, и мы привыкли к этому. На практике я убедился, что это полный абсурд. Все как раз наоборот. Я могу сказать это о себе и о других. Когда имееть возможность, почему бы не сделать хорошо другим . Здесь очень важно, на мой взгляд, как сочетаются в человеке три качества - богатство, зависть и обида. Если последние два не выражены, богатство делает тебя лучше. Я никогда никому не завидовал и ни на кого не обижался".

Итак, видимо, многие российские бизнесмены, став богатыми за относительно короткий период времени, оказались ценностно весьма неподготовленными к новому ощущению жизни и пока не сформировали "внутреннюю картину богатства", без которой богатство остается только материальным фактором.

"Богатство, - отмечает Петр Зрелов, президент АО "Диалог", - это очень трудно, и я не знаю как к нему относиться". [4, 48]

Согласно данным социологического опроса [11] вне конкуренции у представителей бизнес-элиты ценности, связанные с:

· семьей

· личной безопасностью

· экологией

· служение общим интересам общества

· защита национальных интересов (как в геополитическом смысле, так и при решении внутренних проблем).

По данным социологического опроса Медицинского центра управления делами президента РФ, проведенного в 2009г, 80-90% опрошенных представителей бизнес-элиты заявляют, что для них очень важно чувствовать себя в безопасности. Не ощущать угрозу насилия, жить в экологически чистой среде, иметь крепкую семью, воспитывать хороших детей.

По данным опроса, проведенного сотрудниками Института социологии РАН, для бизнесменов немаловажную роль играют чувство собственной безопасности, самоуважения, уверенности.

(Например: "Согласно сведениям, обнародованным The Sunday Times, личная охрана Р. Абрамовича в 2007 достигла 40 профессиональных специалистов по безопасности: в Великобритании находится около 20-и; аналогичное число сопровождает его в вояжах на его яхтах, зарубежных путешествиях и поездках в Россию. Такая "частная армия" примерно в 8 раз больше размера стандартного подразделения личной охраны и стоит предположительно 1,2 млн фунтов стерлингов в год" [13]).

Этика

На вопрос: "Что Вы считаете недопустимым в бизнесе? За какую черту нельзя переходить?" - получены ответы от 300 лидеров фирм, которые распределились следующим образом:

· непорядочность -43%

· физическое насилие - 9%

· выход за рамки Уголовного кодекса -8 %

· пускать пыль в глаза - 4%

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Теория социального действия
По мнению Вебера, социология должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы «клеточкой» социологии, ее «атомом», тем простейши ...

Характеристика социально-политической и экономической сферы социального общества
В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, расп ...

Трансформация социальной структуры Российского общества
В сплетении внутренних и внешних причин, обусловивших распад великий державы, социальная структура российского общества качественно трансформировалась и в настоящее время выглядит следующим образом. На одном его полюсе сформировалась круп ...