Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте. Воспитание как педагогическое явление
Страница 1

Статьи по социологии » Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания в подростковом возрасте » Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте. Воспитание как педагогическое явление

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Воспитание - процесс систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов обществ [1].

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в том числе и факторы влияния средств массовой информации. Подросток постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, если отсутствует планомерное положительное влияние со стороны факторов воздействия, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми и подростками из окружающих их факторов воздействия, из средств массовой информации определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у подростков нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает, открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечения роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Здесь приобретает особое значение повышение интерактивности средств массовой информации (от печатных средств массовой информации, от радио, телевидения, до Интернета).

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Возрождение попечительства в Курганской области в конце ХХ начале ХХI вв.
Исследуя историю развития попечительства в России, А.Б. Вифлеемский [1] ссылается на Высочайше утвержденное 26 марта 1907 г. Положение о попечительствах при начальных училищах и Высочайше утвержденное 25 июня 1912 г. Положение о высших на ...

Система показателей социальной мобильности
Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй статус. Рассмотрим в начале первую систему. Под объемом мобильности понимается число индивидов, котор ...

Клаббинг как социальный проект альтернативной культуры
По сравнению с традиционной культурой и ее опытом межгосударственных и ограниченных ими контактов, современная культура - "открытая ойкумена", разворачивающаяся вне пространственных и временных границ. Здесь нет четкой дифференц ...