Классификация академика Струмлина
Страница 1

Статьи по социологии » Социология свободного времени » Классификация академика Струмлина

В отечественной социологии деление на необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени было введено в 20-е годы академиком С. Г. Струмилиным. Выберем из его классификации бюджета времени показатели только свободного времени:

ü физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;

ü культурная самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;

ü культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;

ü прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;

ü бездеятельный отдых и прочее.

Все затраты времени — необходимого и свободного — для общества и для личности очень важны. Но затраты свободного времени имеют качественно иной характер: они обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Деятельность человека в свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени.

По данным С. Г. Струмилина, в структуре буднего дня в 1924 г. у городских рабочих СССР необходимое время составляло у мужчин 85,3%, у женщин — 92,4%. Соответственно свободное время у мужчин занимало 14,7% и у женщин — 7,6% суточного фонда времени. В 1963 г., по данным ЦСУ РСФСР, в структуре буднего дня необходимое время у мужчин составляло 82,2%, а у женщин — 90,4%, а свободное время — 16,8% и 9,6% соответственно. К середине 80-х годов свободное время, по данным отечественных социологов, у мужчин составляло около 20%, у женщин — около 15%. Если же расчеты производились исходя из годового фонда, то сдвиги в приросте свободного времени были более значимыми.

Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени для повышения образования, культурного уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.

Следует оговориться, что методика расчета фондов необходимого и свободного времени у различных социологических направлений и школ весьма различна. В некоторых концепциях свободное время резко противопоставляется труду, в его определении абсолютизируется элемент свободы. Свободное время рафинируется, очищается от всяких обязанностей: профессиональных, общественных, семейных.

Важно отметить, что в исследованиях проблемы свободного времени сложились два основных подхода: экономический и социологический.

1.

Социологический подход к изучению свободного времени

Социологический подход требует методологического обоснования, в котором далеко не последнее место занимает определение круга постановочных вопросов. Их мы и пытаемся обрисовать.

На наш взгляд, свободное время должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое условие расширенного духовного воспроизводства личности.

Социологический подход включает четыре основных направления изучения феномена свободного времени.

1. Рассмотрение комплекса материальных и организационных условий увеличения массы свободного времени.

2. Исследование объективных факторов его реализации (наличие театров, клубов, библиотек, спортплощадок и т.д.). Здесь главное — исследование содержания работы институтов управления свободным временем.

3. Изучение субъективных факторов использования свободного времени (интересы, желания, стремления, ориентации различных социальных и демографических групп). Особенность этого направления — в выяснении отношения личности к тому или иному виду деятельности (или их совокупности) в свободное время.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Сравнительное планирование и моделирование: сравнительный анализ.
Научную методологию социального проектирования следует конструировать, основываясь на основных методологических положениях социальных наук. социальных институтов. Социальное проектирование является одним из инструментов социального управ ...

Развитие благотворительности в России
Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства. Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формо ...

Синергетика и синергетики
Подобно тому, как кибернетике Винера предшествовала кибернетика Ампера, имевшая весьма косвенное отношение к «науке об управлении, получении, передаче и преобразовании информации в кибернетических системах»*, синергетика Хакена имела свои ...