Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты

Статьи по социологии » Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию » Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты

Подходы к феномену «трудная жизненная ситуация» различны. Особенности специфики трудной жизненной ситуации в детском возрасте наиболее полно раскрыты в исследованиях социально-психологического и социально-педагогического планов. главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества.

Опираясь на вышесказанное, мы определяем трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Дефицит субъективных возможностей становления ребенка как полноценного субъекта своей жизнедеятельности находит свое отражение в искажениях представлений детей о способах жизнедеятельности людей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом.

Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления социально-правовой защиты, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям.


Новое на сайте:

Специфика метода наблюдения в социологии
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрени ...

Построение генограммы
Одна из многосторонних методик – построение генограммы семьи, т.е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процес ...

Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения
Великий немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) родился в Эрфурте. Его отец был юристом, выходцем из семьи промышленников и купцов, занимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Мать была высокообразованной и культурной женщиной, много за ...