История становления социологии в России
Страница 1

Статьи по социологии » История становления социологии в России » История становления социологии в России

Целостное социологическое видение общественных отношений стало формироваться в России в 1850-ых годах. На первом этапе оно было связано с задачей философско-политического характера - осмыслением исторических перспектив развития страны. В какой мере Россия пойдет проторенными путями западных государств, а в какой сохранит свою самобытность? Именно здесь проходит водораздел между двумя направлениями общественной мысли - “западниками” и “славянофилами”. Развернувшаяся между ними полемика в том или ином виде до сих пор воспроизводится в политических дискуссиях.

Среди наиболее значительных социологических работ того времени можно назвать “Былое и думы” (1852-1868) А.И. Герцена, где первостепенное внимание уделяется анализу политического строя. Будучи в 40-х годах одним из ведущих западников и критиков славянофильства, Герцен, осмыслив опыт революций 1848 г. в европейских странах, приходит к новому пониманию проблемы взаимодействия российской и европейской культур. Он уповает на крестьянскую общину как клеточку, из которой произрастут будущие общественные отношения в республиканской России, и вслед за декабристами считает, что монархическое устройство, тиранический способ правления, подавление национальных окраин (и прежде всего Польши) - главное препятствие утверждению личного достоинства человека и важнейший тормоз социально-экономического развития страны. Герцен оказал огромное воздействие на народническое движение и на крестьянский социализм, представленный впоследствии одной из наиболее массовых политических организаций - партией социалистов-революционеров (эсеров).

Важная роль в формировании оппозиционной российской политической культуры принадлежит М.А. Бакунину - человеку исключительно одаренному, прожившему яркую и в какой-то мере авантюрную жизнь революционера европейского масштаба. Он дважды приговаривался саксонским и австрийским военными судами к смертной казни, замененной пожизненным заключением, был вы дан царскому правительству, заключен в знаменитый Алексеевский равелин Петропавловской крепости, в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон. В работе “Государственность и анархия”, в незаконченной книге “Федерализм, социализм и антитеологизм" Бакунин называет главным источником социального зла государство, которое, по его мнению, является силой, подавляющей абсолютную свободу личности. Необходимость его уничтожения и составляет основу социологических взглядов знаменитого анархиста.

Преемником Бакунина стал другой видный теоретик российского анархизма князь П.А. Кропоткин, автор таких работ, как “Хлеб и воля” (1892), “Современная наука и анархизм” (1906), “Великая Французская революция" (1909).

В последней четверти XIX в. заметное влияние на российскую общественно-политическую жизнь оказывала субъективная школа в социологии, представленная П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским. Основные работы Лаврова - “Социологи-позитивисты” (1872), “О методе в социологии” (1874), “Задачи понимания истории" (1898), “Опыты истории мысли Нового времени" (1888-1894), “Важнейшие моменты в истории мысли" (1903). В целом социология в упомянутых трудах еще не отделена от социальной философии, но оба эти направления роднит стремление познать человека, обладающего свободой воли и способностью к целесообразной сознательной деятельности. По мнению автора, социолог, равно как и историк, не может быть бесстрастным наблюдателем общественного развития. Соответственно и социология не должна ограничиваться констатацией объективных законов, она призвана выработать субъективный метод, благодаря которому станет понятной нерасторжимая связь между субъектом и объектом. Историческая жизнь человечества, подчеркивает Лавров, начинается с возникновения критической личности, изменяющей общественные отношения сообразно своим идеалам нравственного и социального порядка.

Михайловский активно участвовал в идейно-политической жизни России почти сорок лет. Известность ему принесла работа “Что такое прогресс? ” (1869), где дан обстоятельный анализ собрания сочинений Г. Спенсера. Затем одна за другой появились “Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1871), “Философия истории Луи Блана" (1871), “Борьба за индивидуальность” (1875-1876) и, наконец, главный труд его жизни “Герои и толпа" (1882). Стержень социологических взглядов Михайловского - идея “борьбы за индивидуальность”, являющаяся основой прогресса. В соответствии с данной концепцией вся история подразделяется на три этапа, для которых характерно различное соотношение личности и общества: объективно-антропоцентрический, эксцентрический и субъективно-антропоцентрический. Такая постановка проблемы приводит к анализу взаимоотношений героев и толпы - это, пожалуй, одна из центральных тем в социологических дискуссиях 90-х годов. Михайловский, по существу, первым исследовал психологические особенности поведения человека в группе, влияние социальной среды на формирование психологии индивида и массы.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Личность человека в организации
Любая организация стремится к стандартизации, и для этого создает роли, которые должны выполнять члены организации. Но человек по-разному воспринимает содержание роли, которое ему предлагает организация. На взаимодействие человека и орган ...

Усыновление (удочерение)
Наряду с опекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение). Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усын ...

Организационный капитал
Это часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к территории в целом и находящимся на ней организациям. Речь в данном случае идет об организационных возможностях страны ответить на требования рынка, ответить за то, как челов ...